...женщина уходящей эпохи

На прошлой неделе исполнилось 80 лет заслуженному работнику культуры Республики Крым, ведущему преподавателю по классу фортепиано Бахчисарайской детской музыкальной школы Алле Геннадиевне Головлевой.

женщина уходящей эпохи

Алла Геннадиевна встретила меня сияющей улыбкой. В учебном классе пахло свежими цветами, пол был заставлен вазами с букетами, а на столе лежали коробки конфет. На днях этой чудесной женщине исполнилось 80 лет. Сама она легко, с улыбкой, отшучивается: «Ну что вы! Какой юбилей?! За границей после 30 никто не отмечает!» После первых нескольких минут разговора становится понятно это тот редкий, удивительный случай, когда удается пообщаться с носителем той культуры, которая уходит вместе с эпохой. Эрудиция, вкус, кругозор, обаяние этого человека доставляют неимоверное удовольствие при общении, то погружая в состояние транса от запредельной глубины, которая предстает перед тобой новыми открытиями законов бытия, то вдохновляя легкостью и дружелюбием на откровения с твоей стороны. С этим человеком хотелось в ответ делиться своими мыслями и чувствами, вторить ее историям в ответ своими реализациями. Мы говорили о разных странах, о педагогике, о природе таланта, о музыке и, конечно, о ее муже. Чен Бао хуа известный крымский композитор, Почётный гражданин г.Бахчисарая, заслуженный деятель искусств Украины, дипломант Международного конкурса композиторов в г.Шанхае, лауреат Премии АРК, лауреат национальной премии им. В.С.Косенко. Они прожили вместе полвека, передав любовь к музыке и свое мастерство тысячам учеников, которые сейчас передают этот дар дальше по всему миру.

Встреча с Чен Бао была судьбой, не иначе. Потому что, как объяснить то, что день знакомства и день свадьбы Аллы и молодого пекинца разделяли всего лишь две недели, а прожили они в мире и согласии 50 лет. Они познакомились во Владивостоке, где Алла Геннадиевна училась в музыкальном училище на фортепианном и дирижерском отделении. «Нас сблизила музыка. У нас была компания из разных городов. Но я была поражена познаниями Чен Бао в музыке. Я думала: «Откуда такие познания у человека, который работает главным инженером в конструкторском бюро?! Мы иногда в тупик становились, потому что он задавал такие высокопрофессиональные вопросы, что это нас просто обескураживало». Оказалось, что Чен Бао занимался музыкой с пяти лет у знаменитого петербургского профессора в Пекине.

Алла и Чен Бао поженились. Чен Бао блестяще закончил Новосибирскую консерваторию, Алла Геннадиевна отработала на Дальнем Востоке по назначению и вернулась вместе с мужем домой к родителям в Симферополь. Ради нее он остался в Советском Союзе. Уже в Симферополе молодая пианистка с отличием окончила Симферопольский государственный университет имени Фрунзе, ныне КФУ имени В.И.Вернадского. Работать в Бахчисарай она приехала по приглашению в 1969 году. «Тогда здесь не было дипломированных пианистов. Меня попросили поработать всего один годик… Я согласилась и не думала, что я задержусь здесь так долго. Видите, как играет судьба с человеком?»

Судьба буквально подарила эту необыкновенную пару нашему городу. Вместе с Аллой Геннадиевной в Бахчисарай приехал работать и Чен Бао хуа. Он преподавал композицию и сольфеджио в Бахчисарайской детской музыкальной школе. Это, конечно, была большая удача для всех юных музыкантов, которые у него обучались. Многие из них стали лауреатами музыкальных конкурсов в Киеве. Его поддержка чувствуется и сейчас, когда его уже нет с нами его именем назван Республиканский конкурс молодых исполнителей-пианистов, который проводится на базе Бахчисарайской детской музыкальной школы. В обязательной программе исполнение произведений Чен Бао хуа. И это единственный в Крыму бесплатный музыкальный конкурс.

55 лет исполняется в этом году и преподавательской деятельности Аллы Геннадиевны. За это время был небольшой перерыв она уезжала в Москву, преподавала в школе-консерватории, потом снова вернулась в Крым. Ежегодно педагог готовит победителей республиканских конкурсов: «Юный виртуоз», конкурса юных пианистов имени Фредерика Шопена, молодых исполнителей-пианистов памяти композитора Чен Бао хуа. С участием ее воспитанников в музыкальных школах Севастополя, Ялты, Феодосии, в музыкальном салоне картинной галереи Симферополя проходят концерты, посвящённые творчеству ее супруга. Выпускники Аллы Геннадиевны продолжают обучение в музыкальных училищах, высших учебных заведениях Республики Крым, России, Украины. Её ученики нашли себя в музыке, работая и преподавая в разных странах мира в Германии, Чехии, Австрии, Китае. Такой размах, начало которого положено в этом небольшом кабинете, восхищает, только об одном сожалеет Алла Геннадиевна практически никто из учеников не возвращается. «Все-таки молодые люди хотят развиваться в больших городах, говорит Алла Геннадиевна, работать здесь или в большом городе это, конечно, большая разница».

Одна из учениц все-таки стала продолжателем традиций Кучер Оксана Валерьевна преподает в родной музыкальной школе. И по словам Аллы Геннадиевны, делает это замечательно. И это неудивительно. Алла Геннадиевна обучает не просто музыке, она является носителем той культуры, в которой музыка неотъемлемая часть эмоционального и духовного мира каждой личности: «Музыкальные дети воспринимают все иначе. Они могут восхищаться всем, чем угодно: деревом, цветами, лучами солнца… Они воспринимают мир более эмоционально. Но даже если дети не особенно способные, музыкальное воспитание не пройдет бесследно, и он будет хорошим слушателем. Музыка воспитывает. Она способствует развитию человека. Музыкальные люди тоньше чувствуют других людей. Кто соприкасался с музыкой, с инструментом, будет на голову выше тех, кто этим не занимался. Более того, музыка будет всегда с ними в жизни».

Перебирая свои заметки, которые она делала, готовясь к интервью, она вдруг показала мне записи своего супруга Чен Бао. Записи были сделаны китайскими иероглифами. Прожив столько лет в Советском Союзе, он по-прежнему писал на своем родном языке. Вспоминая о нем как о педагоге, Алла Геннадиевна рассказала такую деталь он всех своих учеников называл на «вы» независимо от возраста. Его ученики до сих пор вспоминают его, рассказывая, как его уроки помогали сдавать самые сложные экзамены в лучших учебных заведениях страны. «Он всегда мог просто объяснить сложные вещи». Это, кстати, возможно только тогда, когда человек действительно глубоко понимает суть предмета.

Поговорили мы и о роли педагога в обучении. «Очень многое зависит от преподавателя, конечно, сказала Алла Геннадиевна. Я всегда вспоминаю слова Толстого: «Никогда строгость не пугает ученика, пугает фальшь». Преподаватель может отбить навсегда охоту заниматься музыкой, а может и наоборот, заинтересовать. От первого практического соприкосновения с инструментом зависит дальнейшая музыкальная судьба ребенка, потому что именно в это время формируется вкус. И будет ли он музыкантом или горячим любителем музыки, это совершенно не важно… ».

Алла Геннадиевна, педагог со стажем более полувека, отследила еще одну интересную деталь сейчас дети прекрасно воспринимают «колючую» музыку, современные произведения: «Знаете, если мы раньше играли дедекофонию или «секунды», то что раньше воспринимали как фальшивые ноты, сейчас дети совершенно нормально воспринимают эту «колючую музыку», так я ее называю. Эта музыка созвучна нашей современности, никуда от этого не денешься».

В этом, наверное, ее обаяние и главный секрет принятие жизни такой, какая она есть, а значит и способность разглядеть в ней все самое лучшее. Пересказать все темы, которые мы затрагивали с Аллой Геннадиевной, невозможно, но очень хочется отметить вот этот живой интерес к жизни, уважение к людям и желание делиться всем тем богатством, что есть у нее. И, расставаясь с ней, получив впридачу к удовольствию общения коробку подаренных ей на юбилей конфет, я подумала, что это, наверное, естественное состояние человека, прожившего годы, наполненные любовью, музыкой, творчеством.

Светлана НИКИТИНА.