ДИАЛЕКТИКА ВЕРЫ

28 мая (в День святого Духа по православному календарю) в здании воскресной школы храма Феодоровской иконы Божией Матери в Бахчисарае прошла презентация сборника стихов Валерия Митрохина на духовную тему. Книга имеет символическое название - «Ищите лица моего» и состоит из поэтических произведений (в том числе венок сонетов и поэмэски), посвященных вере и молитве, написанных по мотивам псалмов. Есть в ней и переложение главы из книги пророка Иезекииля.


О том, как создавался сборник духовной поэзии и многом другом, мы расспросили автора книги.
– Что символизирует название книги, почему была выбрана именно эта цитата из библии?
– «Искать» в Священном Писании означает «молиться», т.е. взывать к Богу, искать спасения и прощения.
«Ищите лица моего» – фраза взята из 26 Давидова псалма. Это слова, прозвучавшие из уст Иисуса, призывающего учеников следовать его учению. Давид пишет, обращаясь к Господу: «…Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи... (и продолжает, обращаясь к читателю) Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое» (Пс. 23, 6).
– Презентацию сборника открыл настоятель Бахчисарайского церковного округа протоиерей Петр Чайковский. Он высказал мысль, что трактовать слово Божие – рискованное дело, но, если делать это правильно, то творчество на духовные темы может быть полезно как для поэта, так и для его читателей. Как вы на это смотрите?
– Толковать Слово Божие имеет право праведник, каковым я, увы, не являюсь. Проповедник должен проповедовать Слово, а не себя! Мне кажется, это не я обращаюсь к Священному писанию. Это оно призывает мою душу действовать согласно Ему. Но даже цитировать Его и реминисцировать – дело, конечно, ответственное
– Как возникла идея книги? Что вдохновило на создание?
– Много лет я писал эту книгу, не подозревая, что я пишу именно такую книгу. Часть этой лирики попадала в мои поэтические сборники. Возможно, они, среди стихов о любви и природе и даже произведений, в которых я пытался осмыслить мир философски, кому-то могли показаться не совсем уместными. Во всяком случае, как мне часто казалось, именно по этой причине рецензенты и читатели обходили вниманием их, оценивая качество слога или стиля, мастерство исполнения или разнообразие тематики.
Реминисценции из Священного писания я стал употреблять ещё раньше в прозе. Во времена, когда литературная цензура следила за атеистической чистотой письма, я как-то умудрялся быть иносказательным. И такая уловка удавалась все чаще. Теперь, как мне видится, именно подобный подтекст вызывал к моим романам определённый интерес у тех, кто признавал меня как литератора.
О том, что у меня практически готова книга православной лирики, я понял после того, как, наконец, решил собрать в одну папку рассыпанные там и сям стихи духовного плана, а потом сформировал из них целое собрание.
– В сборнике есть стихи, посвященные Бахчисараю. Что значит для вас этот город?
– С этим древним городом у меня, если можно так сказать, личные отношения. Я работал, будучи студентом, экскурсоводом в Хан-Сарае. Здесь и тогда я написал первые стихи о дворце-музее. Тема эта присутствует во многих моих произведениях: и поэзии, и прозы. Люблю его как и первую столицу Крыма Солхат (Старый Крым). Бахчисарай – вторая столица Крыма. Он возник задолго до Симферополя и Севастополя.
– Сегодня люди все меньше читают серьезную литературу, предпочитая ей кинематограф, интернет. Как бороться с нежеланием читать, а значит, мыслить, размышлять? И что ждет не читающее общество в будущем?
– Люди отвыкли от настоящей литературы. Классику перестали преподавать в школе. Выход из этой ситуации видится мне в издании хороших книг и в работе писателей, библиотекарей, местных СМИ с молодёжью.
– Ваши стихи о Боге, вере, надежде на спасение души, о боли раскаяния наполнены различными эмоциями. Можно ли сравнить их с молитвами или молитва – это нечто иное: спокойное сосредоточение, умиротворение?
– В какой-то степени – да. Православный канон не возбраняет обращаться к Господу, Божией матери, к ангелам и угодникам своими словами. И многие из нас в трудные минуты жизни так и делают.
Стихотворение тоже может быть обращением к Спасителю своими словами.
Православная моя лирика, став книгой, как бы очистила мой взгляд на мир. Я увидел его в новом для себя свете. Она изменила моё отношение к тому, что со мной и в нём происходит.
Только сейчас я почувствовал это прозрение.
– Какое из стихотворений в сборнике считаете самым сильным?
– Автору всегда трудно ответить на этот вопрос однозначно. Но, чтобы не исключать столь важный для читателей вопрос, я назову, пожалуй, венок сонетов «Поклонение волхвов». Он посвящен демонстрации христианской реликвии времён земной жизни Иисуса Христа – Даров волхвов в Свято-Троицком женском монастыре Симферополя. Событие это произошло 31 января и 1 февраля 2014 года.
– Есть ли в планах желание продолжить творить на духовную тему?
– Без этого я не могу обходиться. Если бы не было этих долгих лет, пролетевших так неожиданно быстро, если бы не было ночей, полных страхов и печалей, дней радостей и тревог, которые мне выпало познать и пережить, вряд ли бы я смог осознать эти в себе перемены. Перемены, которые накапливала, благодаря беспрерывному терпеливому труду своему, душа, благодаря которому я переоткрыл себя самого.
Таково ещё одно доказательство божественного закона перехода количества в качество. Философского постулата диалектики.

Беседовала Елена ПАЛАДЬЕВА.

i0

i0