Три четверти века служения людям
15 августа исполнилось 75 лет одному из самых старейших автотранспортных предприятий полуострова – АО «Бахчисарайское АТП № 14340». Мы встретились с генеральным директором предприятия Сергеем Мерицем и его дочерью Светланой Сергеевной, которая занимает должность заместителя руководителя АТП и поговорили о прошлом и настоящем предприятия. Километры дорог, династии работников, которые годами верны своему делу, работают несмотря на перемены в стране.
Светлана – третья из династии автотранспортников. Когда мы встретились, она поделилась: «Я не представляю свою жизнь без этого, более того, я чувствую, что и моя четырехлетняя дочь уже проникается этим настроением. Недавно, когда пришли новые автобусы, она посмотрела на ряд машин и сказала: Вот они, наши красавцы!».
Предприятие сейчас работает не только по Бахчисарайскому району, у АТП есть маршруты по Крыму и на материк. Сегодня пассажиров от АТП № 14340 возят 45 автобусов. Из них 20 закуплены в этом году.
– Светлана Сергеевна, я так понимаю, что вы интересуетесь историей предприятия? Когда АТП начало свою работу?
– Самая первая запись в самой старой книге приказов обозначена датой 15 августа 1945 года. Это запись о назначении на должность начальника. Еще есть одна реликвия – это фотография первых руководителей, которая датируется 1948 годом. На ней главный инженер, который впоследствии стал руководителем, директор и начальник мастерских. Наши ветераны принесли нам много фотографий 50-х, 60-х, 70-х годов. На них – жизнь предприятия, праздничные демонстрации. По ним мы восстанавливаем историю АТП. Например, на этих фото мы можем видеть, что у работников была специальная форма с нашивками с символикой предприятия. В форме ходили все водители и кондукторы в то время. Нашивки, также бережно хранимые бывшими работниками, у нас есть, их принесли ветераны предприятия для будущего музея.
Предприятие занималось пассажирскими перевозками в городе, районе и по Крыму, грузоперевозками. По поводу последнего у нас нет никаких документов, подтверждающих это, но со слов ветеранов, предприятие занималась также перевозкой зерна из одного совхоза в другой, в другие регионы Крыма. Мы предполагаем, что была еще сельхозтехника, потому что на фото видно, что на предприятии были трактора.
Предприятие называлось «Автобаза № 2 Союззаготтранса». Позже предприятие переименовывалось в АТП с различными цифрами. Сегодня мы являемся правопреемниками. То есть не создавалось новое предприятие, а продолжается та деятельность, какая была. Сейчас у нас другое название – АО «Бахчисарайское АТП № 14340. Это произошло после 96 года. Была приватизация, в том числе и автомобильной отрасли. И сегодня предприятие – в частной форме собственности.
В преддверии праздника ветераны нам рассказали, как весело было и дружно на предприятии при Союзе. Мы, пообщавшись с ними, приняли решение вывесить все дипломы и грамоты, которыми награждалось предприятие при СССР. И это не те дипломы, которые выписываются сейчас. За этим стояли конкретные дела и достижения. Например, наше предприятие участвовало в соревнованиях по стрельбе, баскетболу. На предприятии был свой вокально-инструментальный ансамбль, хор, водители занимали первые места в автомногоборье, участвовали в соревнованиях по гражданской обороне и в комсомольских движениях. Сохранились фотографии, где на автобусе нанесен знак «Комсомольское молодежное движение» и портрет Ленина. Это значит, что водителями этих автобусов являлись комсомольцы.
Кроме этого работники базы обязаны были поддерживать здоровый образ жизни – был санитарный пост, где проверяли состояние здоровья. Многие из них участвовали в спортивных соревнованиях, сдавали нормы ГТО. На предприятии были библиотека, актовый зал для мероприятий (он и сейчас есть), была создана база на случай чрезвычайных ситуаций, во время которых предприятие должно было активно участвовать в спасении населения. Этому были посвящены учения и соревнования. Например, водители АТП в случае подтопления Качинской и Бельбекской долины должны были вывезти людей из зоны бедствия. Для таких случаев в салоне автобусов снимались сиденья, если были пострадавшие, устанавливались специальные носилки, оборудовались спальные места. То есть люди должны были быть готовы ко всему. У нас на предприятии до сих пор сохранилось противорадиационное укрытие на случай ядерной атаки. Также весь коллектив был готов, например, к химической атаке или к взрыву химического склада, готов был вывезти людей из опасной зоны.
В 1983 году наше предприятие было награждено Красным Знаменем. У нас даже сохранилось документальное подтверждение этого в виде постановления. Сейчас оно висит в приемной среди грамот и дипломов. На 75-летие мы его достали показать молодому поколению, чтобы развить патриотизм и чтобы пришло сознание, на каком предприятии они работают.
Предприятия награждались за высокие показатели в работе – выполнение плана по доходам, по количеству пассажиров, есть грамоты за переоборудование автобусов, представьте, были даже такие соревнования! В советское время контролировали увеличение доходной части и стремились снизить расходную часть, чтобы была больше прибыль. Это знамя работники торжественно несли на демонстрациях в 80-х годах перед колонной предприятия.
Многие сотрудники на 75-летие привели детей, фотографировались со знаменем. Во время перестройки уже соцсоревнований не проводилось, оно осталось у нас и мы его, я считаю, несем до сих пор. Все-таки 75 лет – это целая эпоха, мы жили в трех странах – в Советском Союзе, при Украине и в России. Оно нелегкое, это знамя, прямо скажем, но все-таки нам удалось. Из всех транспортных предприятий Крыма только наше по праву может справлять такой юбилей – 75 лет. Можно смело сказать, мы – одно из самых старейших транспортных предприятий полуострова.
– Как вам удавалось продолжить работать в самые не простые времена, сохранить предприятие после перестройки, в 90-е, в непростые нулевые?
– Мы в первую очередь перевели все автобусы ЛАЗы на газ и очень сильно снизили расходную часть. Это помогло нам в 90-е годы. После этого они, конечно, отжили свое, и мы поменяли их на другие. Украинская техника тоже свое отжила. Сейчас мы отдаем приоритет отечественному Автопрому, закупаем дизельные и газовые ПАЗы. Из малого класса автобусы выбрали – газель Некст. Эта модель хорошо показала себя в работе. К 75-летию мы закупили новые автобусы. Сейчас тоже непросто, хотелось бы, конечно, чтобы у нас расширялась маршрутная сеть, чтобы она была эффективная, и чтобы была поддержка государства.
– Что такое современное автотранспортное предприятие?
– Конечно, мы сейчас совсем не так работаем, как раньше. Все автоматизировано. Современные автобусы оснащены электроникой, видеосистемами и глонасс-системой отслеживания через спутник маршрута движения транспорта, с помощью него мы можем отследить график движения, видим расход топлива через датчики в баках, пробег. В каждом салоне установлено по 7 камер и на автобусах малого класса 6 камер и мы можем подсчитать, сколько пассажиров на какой остановке вошло и вышло. Есть оператор видеозаписи, который ежедневно ведет подсчет пассажиров, это обеспечивает контроль финансовой дисциплины водителя. Это не наша прихоть, а обязательства, которые мы должны выполнять. Конечно, это не просто, оборудование очень дорогостоящее, субсидий на это не выделяется. Но послаблений нет никому, не соответствуешь, выходишь с этого рынка. Сейчас автотранспортные предприятия как через сито проходят. Кто-то из более мелких перевозчиков говорит: «Не хочу я этим заниматься, я не смогу выполнить эти обязательства». Но мы приняли решение идти дальше. Семьдесят пять лет идти и остановиться, и что дальше? Уже грех бросать, надо идти.
– Сегодня не думали ввести форму, как это было принято в Союзе?
– Нет. Но у нас есть определенные критерии по внешнему виду. Шлепанцы, шорты, спортивные костюмы запрещены. Водитель должен быть в брюках, джинсах, рубашке. Светлый верх, темный низ, никаких пляжных вариантов, полупрозрачных, гавайских шорт.
– Как вы боретесь с курением в салоне?
– У нас, как правило, водители не курят. По поводу курения в салоне были очень жесткие разговоры, на автостанциях можно курить только в определенных местах. Но я хочу сказать, что многие наши водители заботятся о своем здоровье, плюс медики проводят осмотр перед выходом на маршрут.
– Кто приходит сейчас работать водителем?
– Мы стараемся подбирать людей с профильным образованием. Как правило, это выпускники автотранспортных техникумов. Все технически грамотные. У нас даже есть один водитель – профессиональный гонщик. Но я хочу сказать, что у нас все работники с образованием именно автотранспортной области. Инженеры, управленцы также. Я заканчивала Киевский автотранспортный институт, Сергей Степанович также.
– Как происходит подготовка водителя, прежде чем он выходит на маршрут?
– Сначала идет стажировка – 256 часов, это около 2 месяцев. Стажер обучается, сдает экзамены по безопасному движению, после идет предмаршрутная подготовка. У нас есть площадки на территории, где он тренируется, потом выходит на маршрут, но без пассажиров, вместе с водителем-наставником. Как только тот понимает, что ему уже можно доверять, то стажер выходит на маршрут с пассажирами, но не один, а с наставником. Так мы молодое поколение обучаем.
Честно говоря, мы испытываем нехватку водителей, молодое поколение не хочет идти на категорию Д, профессия становиться очень сложной и ответственной, многие не хотят нести ответственность за жизнь других. Мы сейчас разрабатываем программу – обучение на категорию Д за счет средств предприятия, но с обязательной отработкой в течение трех лет на наших автобусах, как это было раньше. В советское время у нас на предприятии был свой ДОСААФ. Все хотят работать на заказах на технике среднего класса, а мы закупаем сейчас большие автобусы, которые в длину восемь с половиной метров на 50 человек, им нужно уметь управлять. Это большая ответственность.
– Светлана Сергеевна, вы представитель третьего поколения, работающего на предприятии. Но я слышала, что вы не единственная династия здесь…
– Такое ощущение, что любовь к автомобилям закладывается у нас генетически. Действительно, у нас на предприятии работают династиями. Дедушка работал водителем, привел сына, сын стал работать, привел внука. И династий много – Слабые, Швецы, Шуваловы, Потаповы, Джангоцевы. И это не только поколениями, а целыми семьями. Из семей Шуваловых, Усеиновых все братья у нас работают. А как это происходит? Приехал водитель ремонтировать автобус. И приехал не один, а с сыном. Мальчишка заглядывает, интересуется, подрастает, и уже, смотришь, начинает помогать, потом уже и учиться пошел на механика или водителя. Так и складываются автомобильные династии.
– Сейчас много нововведений по льготникам. Все смотрят на валидаторы и не понимают, что с ними делать, работают они или нет, как их использовать?
– Очень тяжело наш народ принимает новую концепцию расчета за проезд с использованием валидаторов. Льготники почему-то не получают карты, чего-то ждут, тянут. Думаю, решающим будет первое сентября. Это такая точка отсчета, когда водители в автобусе не смогут предоставлять льготный проезд, потому что это возможно только через терминал, через который мы фиксируем количество льготных пассажиров, определяется стоимость его поездки из одного пункта в другой. В результате идет компенсация за проезд льготников. То есть будет такая ситуация: нет карты – нет льготного проезда, даже если у пенсионера будет удостоверение. Необходимо даже в этом случае приложить карту к терминалу.
– Какие планы на будущее?
– Мы увеличиваем количество маршрутов, открываем новые виды деятельности. Например, развиваем такую деятельность, как такси. Работаем по Крыму. Плюс сейчас будет развитие автомойки, шиномонтажного участка. Есть еще планы, о которых пока не будем говорить. Но основное направление было и остается прежним – это пассажирские перевозки на регулярных маршрутах.
– Светлана Сергеевна, благодарю вас за интересную беседу и поздравляю с таким серьезным значимым юбилеем!
Беседовала Светлана НИКИТИНА.