Три четверти века служения людям

15 августа исполнилось 75 лет одному из самых старейших автотранспортных предприятий полуострова АО «Бахчисарайское АТП 14340». Мы встретились с генеральным директором предприятия Сергеем Мерицем и его дочерью Светланой Сергеевной, которая занимает должность заместителя руководителя АТП и поговорили о прошлом и настоящем предприятия. Километры дорог, династии работников, которые годами верны своему делу, работают несмотря на перемены в стране.

Три четверти века служения людям 1

Светлана – третья из династии автотранспортников. Когда мы встретились, она поделилась: «Я не представляю свою жизнь без этого, более того, я чувствую, что и моя четырехлетняя дочь уже проникается этим настроением. Недавно, когда пришли новые автобусы, она посмотрела на ряд машин и сказала: Вот они, наши красавцы!».

Предприятие сейчас работает не только по Бахчисарайскому району, у АТП есть маршруты по Крыму и на материк. Сегодня пассажиров от АТП № 14340 возят 45 автобусов. Из них 20 закуплены в этом году.

– Светлана Сергеевна, я так понимаю, что вы интересуетесь историей предприятия? Когда АТП начало свою работу?

– Самая первая запись в самой старой книге приказов обозначена датой 15 августа 1945 года. Это запись о назначении на должность начальника. Еще есть одна реликвия это фотография первых руководителей, которая датируется 1948 годом. На ней главный инженер, который впоследствии стал руководителем, директор и начальник мастерских. Наши ветераны принесли нам много фотографий 50-х, 60-х, 70-х годов. На них – жизнь предприятия, праздничные демонстрации. По ним мы восстанавливаем историю АТП. Например, на этих фото мы можем видеть, что у работников была специальная форма с нашивками с символикой предприятия. В форме ходили все водители и кондукторы в то время. Нашивки, также бережно хранимые бывшими работниками, у нас есть, их принесли ветераны предприятия для будущего музея.

Предприятие занималось пассажирскими перевозками в городе, районе и по Крыму, грузоперевозками. По Три четверти века служения людям 2поводу последнего у нас нет никаких документов, подтверждающих это, но со слов ветеранов, предприятие занималась также перевозкой зерна из одного совхоза в другой, в другие регионы Крыма. Мы предполагаем, что была еще сельхозтехника, потому что на фото видно, что на предприятии были трактора.

Предприятие называлось «Автобаза № 2 Союззаготтранса». Позже предприятие переименовывалось в АТП с различными цифрами. Сегодня мы являемся правопреемниками. То есть не создавалось новое предприятие, а продолжается та деятельность, какая была. Сейчас у нас другое название – АО «Бахчисарайское АТП № 14340. Это произошло после 96 года. Была приватизация, в том числе и автомобильной отрасли. И сегодня предприятие – в частной форме собственности.

В преддверии праздника ветераны нам рассказали, как весело было и дружно на предприятии при Союзе. Мы, пообщавшись с ними, приняли решение вывесить все дипломы и грамоты, которыми награждалось предприятие при СССР. И это не те дипломы, которые выписываются сейчас. За этим стояли конкретные дела и достижения. Например, наше предприятие участвовало в соревнованиях по стрельбе, баскетболу. На предприятии был свой вокально-инструментальный ансамбль, хор, водители занимали первые места в автомногоборье, участвовали в соревнованиях по гражданской обороне и в комсомольских движениях. Сохранились фотографии, где на автобусе нанесен знак «Комсомольское молодежное движение» и портрет Ленина. Это значит, что водителями этих автобусов являлись комсомольцы.

Три четверти века служения людям 3Кроме этого работники базы обязаны были поддерживать здоровый образ жизни был санитарный пост, где проверяли состояние здоровья. Многие из них участвовали в спортивных соревнованиях, сдавали нормы ГТО. На предприятии были библиотека, актовый зал для мероприятий (он и сейчас есть), была создана база на случай чрезвычайных ситуаций, во время которых предприятие должно было активно участвовать в спасении населения. Этому были посвящены учения и соревнования. Например, водители АТП в случае подтопления Качинской и Бельбекской долины должны были вывезти людей из зоны бедствия. Для таких случаев в салоне автобусов снимались сиденья, если были пострадавшие, устанавливались специальные носилки, оборудовались спальные места. То есть люди должны были быть готовы ко всему. У нас на предприятии до сих пор сохранилось противорадиационное укрытие на случай ядерной атаки. Также весь коллектив был готов, например, к химической атаке или к взрыву химического склада, готов был вывезти людей из опасной зоны.

В 1983 году наше предприятие было награждено Красным Знаменем. У нас даже сохранилось документальное подтверждение этого в виде постановления. Сейчас оно висит в приемной среди грамот и дипломов. На 75-летие мы его достали показать молодому поколению, чтобы развить патриотизм и чтобы пришло сознание, на каком предприятии они работают.

Предприятия награждались за высокие показатели в работе выполнение плана по доходам, по количеству пассажиров, есть грамоты за переоборудование автобусов, представьте, были даже такие соревнования! В советское время контролировали увеличение доходной части и стремились снизить расходную часть, чтобы была больше прибыль. Это знамя работники торжественно несли на демонстрациях в 80-х годах перед колонной предприятия.

Многие сотрудники на 75-летие привели детей, фотографировались со знаменем. Во время перестройки уже соцсоревнований не проводилось, оно осталось у нас и мы его, я считаю, несем до сих пор. Все-таки 75 лет это целая эпоха, мы жили в трех странах в Советском Союзе, при Украине и в России. Оно нелегкое, это знамя, прямо скажем, но все-таки нам удалось. Из всех транспортных предприятий Крыма только наше по праву может справлять такой юбилей 75 лет. Можно смело сказать, мы – одно из самых старейших транспортных предприятий полуострова.

– Как вам удавалось продолжить работать в самые не простые времена, сохранить предприятие после перестройки, в 90-е, в непростые нулевые?

– Мы в первую очередь перевели все автобусы ЛАЗы на газ и очень сильно снизили расходную часть. Это помогло нам в 90-е годы. После этого они, конечно, отжили свое, и Три четверти века служения людям 4мы поменяли их на другие. Украинская техника тоже свое отжила. Сейчас мы отдаем приоритет отечественному Автопрому, закупаем дизельные и газовые ПАЗы. Из малого класса автобусы выбрали газель Некст. Эта модель хорошо показала себя в работе. К 75-летию мы закупили новые автобусы. Сейчас тоже непросто, хотелось бы, конечно, чтобы у нас расширялась маршрутная сеть, чтобы она была эффективная, и чтобы была поддержка государства.

– Что такое современное автотранспортное предприятие?

– Конечно, мы сейчас совсем не так работаем, как раньше. Все автоматизировано. Современные автобусы оснащены электроникой, видеосистемами и глонасс-системой отслеживания через спутник маршрута движения транспорта, с помощью него мы можем отследить график движения, видим расход топлива через датчики в баках, пробег. В каждом салоне установлено по 7 камер и на автобусах малого класса 6 камер и мы можем подсчитать, сколько пассажиров на какой остановке вошло и вышло. Есть оператор видеозаписи, который ежедневно ведет подсчет пассажиров, это обеспечивает контроль финансовой дисциплины водителя. Это не наша прихоть, а обязательства, которые мы должны выполнять. Конечно, это не просто, оборудование очень дорогостоящее, субсидий на это не выделяется. Но послаблений нет никому, не соответствуешь, выходишь с этого рынка. Сейчас автотранспортные предприятия как через сито проходят. Кто-то из более мелких перевозчиков говорит: «Не хочу я этим заниматься, я не смогу выполнить эти обязательства». Но мы приняли решение идти дальше. Семьдесят пять лет идти и остановиться, и что дальше? Уже грех бросать, надо идти.

– Сегодня не думали ввести форму, как это было принято в Союзе?

– Нет. Но у нас есть определенные критерии по внешнему виду. Шлепанцы, шорты, спортивные костюмы запрещены. Водитель должен быть в брюках, джинсах, рубашке. Светлый верх, темный низ, никаких пляжных вариантов, полупрозрачных, гавайских шорт.

– Как вы боретесь с курением в салоне?

– У нас, как правило, водители не курят. По поводу курения в салоне были очень жесткие разговоры, на автостанциях можно курить только в определенных местах. Но я хочу сказать, что многие наши водители заботятся о своем здоровье, плюс медики проводят осмотр перед выходом на маршрут.

– Кто приходит сейчас работать водителем?

– Мы стараемся подбирать людей с профильным образованием. Как правило, это выпускники автотранспортных техникумов. Все технически грамотные. У нас даже есть один водитель профессиональный гонщик. Но я хочу сказать, что у нас все работники с образованием именно автотранспортной области. Инженеры, управленцы также. Я заканчивала Киевский автотранспортный институт, Сергей Степанович также.

– Как происходит подготовка водителя, прежде чем он выходит на маршрут?

– Сначала идет стажировка 256 часов, это около 2 месяцев. Стажер обучается, сдает экзамены по безопасному движению, после идет предмаршрутная подготовка. У нас есть площадки на территории, где он тренируется, потом выходит на маршрут, но без пассажиров, вместе с водителем-наставником. Как только тот понимает, что ему уже можно доверять, то стажер выходит на маршрут с пассажирами, но не один, а с наставником. Так мы молодое поколение обучаем.

Честно говоря, мы испытываем нехватку водителей, молодое поколение не хочет идти на категорию Д, профессия становиться очень сложной и ответственной, многие не хотят нести ответственность за жизнь других. Мы сейчас разрабатываем программу обучение на категорию Д за счет средств предприятия, но с обязательной отработкой в течение трех лет на наших автобусах, как это было раньше. В советское время у нас на предприятии был свой ДОСААФ. Все хотят работать на заказах на технике среднего класса, а мы закупаем сейчас большие автобусы, которые в длину восемь с половиной метров на 50 человек, им нужно уметь управлять. Это большая ответственность.

– Светлана Сергеевна, вы представитель третьего поколения, работающего на предприятии. Но я слышала, что вы не единственная династия здесь…

– Такое ощущение, что любовь к автомобилям закладывается у нас генетически. Действительно, у нас на предприятии работают династиями. Дедушка работал водителем, привел сына, сын стал работать, привел внука. И династий много Слабые, Швецы, Шуваловы, Потаповы, Джангоцевы. И это не только поколениями, а целыми семьями. Из семей Шуваловых, Усеиновых все братья у нас работают. А как это происходит? Приехал водитель ремонтировать автобус. И приехал не один, а с сыном. Мальчишка заглядывает, интересуется, подрастает, и уже, смотришь, начинает помогать, потом уже и учиться пошел на механика или водителя. Так и складываются автомобильные династии.

– Сейчас много нововведений по льготникам. Все смотрят на валидаторы и не понимают, что с ними делать, работают они или нет, как их использовать?

– Очень тяжело наш народ принимает новую концепцию расчета за проезд с использованием валидаторов. Льготники почему-то не получают карты, чего-то ждут, тянут. Думаю, решающим будет первое сентября. Это такая точка отсчета, когда водители в автобусе не смогут предоставлять льготный проезд, потому что это возможно только через терминал, через который мы фиксируем количество льготных пассажиров, определяется стоимость его поездки из одного пункта в другой. В результате идет компенсация за проезд льготников. То есть будет такая ситуация: нет карты – нет льготного проезда, даже если у пенсионера будет удостоверение. Необходимо даже в этом случае приложить карту к терминалу.

– Какие планы на будущее?

– Мы увеличиваем количество маршрутов, открываем новые виды деятельности. Например, развиваем такую деятельность, как такси. Работаем по Крыму. Плюс сейчас будет развитие автомойки, шиномонтажного участка. Есть еще планы, о которых пока не будем говорить. Но основное направление было и остается прежним это пассажирские перевозки на регулярных маршрутах.

– Светлана Сергеевна, благодарю вас за интересную беседу и поздравляю с таким серьезным значимым юбилеем!

Беседовала Светлана НИКИТИНА.