В селе Холмовка Бахчисарайского района расположено крупнейшее в России фермерское хозяйство, специализирующееся на выращивании клубники премиум-класса сорта Клери. Одна ягода может достигать в весе до 30 граммов. Экологически чистая, без использования химии - она не уступает по своим вкусовым качествам грунтовой.


Возможно, на рынке какая-нибудь импортная клубника стоит дешевле, но крымская, экологически чистая пользуется особенным спросом, потому что действительно сладкая и полезная. Причем у фирмы нет продукции, производимой «для себя» и «для покупателей», – всё, как говорят, в «одном котле».
– Когда мы убираем урожай, – рассказывает Андрей Коздоба, директор ООО «Сладкая клубника» – я могу в конце рабочего дня заехать на холодильники, взять первую попавшуюся коробку и отвезти ее домой кормить своих детей. Никаких сомнений нет, потому что вся ягода выращивается по одной технологии, мы ее не удобряем, а используем рациональную систему питания. Это можно сравнить с активно растущим молодым организмом, нуждающимся в дополнительных витаминах. Поэтому она вполне может носить титул «ЭКОпродукта».
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
Составляющей успеха любого дела является сильная мысль. Некоторое время тому назад Андрей Коздоба жил в Москве, занимался своим бизнесом, связанным с продажей отделочных материалов из Италии. Были частые командировки в эту страну и это помогло в совершенстве изучить итальянский язык. Приехав в Крым, однажды ему довелось быть переводчиком у одного известного итальянского консультанта-технолога: тогда Крымская фруктовая компания решила создать тепличное хозяйство по выращиванию клубники. В процессе общения с разработчиком молодой человек поближе познакомился с технологией, присмотрелся и подумал: «А почему бы мне не заняться этим интересным делом?» Он долго вынашивал эту идею и в конечном итоге решился на создание своего проекта. Прежде всего были нужны солидные инвестиции.
Говорят, что в Голландии богатые владельцы теплиц и оранжерей строго хранят свои секреты выращивания клубники в закрытом грунте, да и у итальянцев технологии стоят недешево. Но кто не рискует… Авторы проекта, вложив частные средства, надеялись со временем окупить все издержки за счет качества продукции. Как-то само по себе нашлось подходящее место в селе Холмовка Бахчисарайского района. Название своей фирме дали простое и понятное – ООО «Сладкая клубника». Когда выбирали, подумали о том, что обычно спрашивают покупатели у продавца: «А клубника у вас сладкая?», – исключив, таким образом, лишние вопросы.
Начали с малого, построив теплицы на одном гектаре, потом увеличили площадь до трех. Вначале, выращивая клубнику на продажу, параллельно строили теплицы для других заказчиков. Впоследствии решили не распыляться, а развивать исключительно свой проект по клубнике, поняв, что и трех гектаров маловато для окупаемости затрат на выращивание. Преодолевать многочисленные трудности и вопросы, связанные с производством, помогали рекомендации соучредителя из Италии Зенти Франко, имеющего сорокалетний опыт в этой области – его Коздоба называет «клубничным гуру».
Сам Андрей Григорьевич не очень похож на традиционного сельского фермера. Подтянутый, спортивного вида молодой человек выглядит современно и стильно. Он музыкант по образованию, в свое время окончил Московскую консерваторию. Ввиду различных обстоятельств, вторым Спиваковым не стал, зато «клубничный маэстро» из него получился наверняка. Впрочем, Коздоба считает, что в какую-то другую отрасль сельского хозяйства он скорее всего не пошел бы. Только эта, по его мнению, близка к музыке, поскольку обе они творят прекрасное. Ведь когда его продукция уходит к потребителю, уложенная в коробки ягода к ягоде, она выглядит как произведение искусства. Причем дело, конечно, не в одной внешней красоте. Клери – сорт, который они выращивают, – выведен на Апеннинском полуострове и признан элитным. Вот так вышло, что технология была задействована итальянская, а солнце и вода – крымские. И оказалось, что именно в Бахчисарайском районе это итальянское чудо растет даже лучше, чем у себя дома. Это признают и его создатели, которые приезжают в Холмовку и пробуют ягоды: они утверждают, что крымские вкуснее.
– Мы успешно сотрудничаем с теми дилерами, которые умеют работать с клубникой высшего сорта. В Санкт-Петербурге и Москве розничная цена нашей Клери достигает 800-1000 рублей за килограмм, чем мы очень гордимся. Наш подход к выращиванию продукции, несомненно, требует больших вложений, поэтому себестоимость высокая. Мы не хитрим, работаем честно и по-другому не можем. Люди это чувствуют, понимают и верят нам.
МОЖНО ПРОСТО ПРОГОРЕТЬ
Бытует мнение, что клубника – одна из самых прибыльных плодово-ягодных культур, самый легкий доходный бизнес: в начале сезона посадил – и в конце собирай урожай. Но, предупреждают специалисты, вложив в него средства, можно легко прогореть.
– Нередко люди приезжают посоветоваться, стоит ли заняться клубничным бизнесом, – говорит Коздоба. – Если это кто-то из друзей, искренне советую подумать. Ведь человек несведущий в тепличном хозяйстве и выращивании клубники в итоге выбросит на ветер огромные деньги. Недостаточно просто купить у итальянцев или голландцев технологию и засадить три или пять гектаров саженцами. Существует определенный процесс настройки и наладки производства, который может длиться от трех до пяти лет. Есть много разных нюансов, существуют свои секреты, которые накапливаются годами. Навыки приобретаются постепенно, в процессе работы. Корректировка производственного процесса идет постоянно, она основывается на глубоких знаниях о самом растении, на опыте выращивания клубники.
Каждый год необходимо начинать с «нуля» – убирать старые растения, готовить землю, нарезать гряды, высаживать новые сажеенцы. А не раз в три года, как считают многие. Даже если оставлять растения на второй год, они вырождаются, ягода становиться мельче, качество продукции падает в разы! Поэтому то, что заработал на трех гектарах, придется вложить в новый урожай, особо не мечтая о прибыли.
Хотя клубника – культура сезонная, работа над ее выращиванием кипит круглый год. Даже в зимние месяцы коллектив занимается ремонтом техники, помещений, уходом за растениями. С середины февраля начинается активная фаза и подготовка растений к сезону сбора, затем сбор, а в сентябре-октябре – новая высадка. Важно каждый этап успеть вовремя, от этого тоже зависит урожай.
А главное, конечно, люди, – на них вся нагрузка, результат зависит от их труда. Это только кажется, что сбор клубники – занятие примитивное, легкое. На самом деле – это действительно титанический труд, ведь работу в теплице, где температура может достигать +50 градусов, – далеко не всякий выдержит. При подборе кадров приоритетные качества – сознательность и ответственность. Работники не собирают ягоды как попало, они находятся под постоянным контролем. У каждого сборщика свой персональный номер на коробке, по которому можно легко установить, кто допустил брак. Но в целом и те, кто выращивают, и сборщики относятся к порученному делу, как к своему собственному.
Работникам есть с кого брать пример: сам учредитель постоянно самосовершенствуется, глубоко вникая в каждый процесс. Он понимает: раз получается, значит все делали правильно. В общении с сотрудниками у Коздобы действует принцип доверия и уважения. Нет в коллективе никого неважного, ненужного, все – как звенья одной неразрывной цепи. И за этот его подход воздается старанием и пониманием людей.
А впереди у ООО «Сладкая клубника» – детально продуманный курс на расширение. Поскольку есть спрос, то сейчас с 3 гектаров дошли до 11, в планах – 18 и более. И это вполне закономерно: дорогу осилит идущий.

Подготовила Е.ВИКТОРОВА.

klubnichnyy_maestro_2.PNGklubnichnyy_maestro_1.PNG