Издевательства в школе - явление, которое встречается весьма часто, но о нем мало кто рассказывает, будучи ребенком. Уже выросшие дети могут поделиться друг с другом ужасами, произошедшими  с ними в стенах образовательных учреждений. Что мы знаем о жестокости подростков и таком явлении, как буллинг? Можно ли оградить своего ребенка от насмешек и издевательств? И как поступать в подобных ситуациях родителям и учителям, которые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка?



how lorcet addictioin influences your children 300x200

С этими вопросами мы обратились к психологу, психотерапевту Дрожжиной Наталии Викторовне. В числе обсуждаемых проблем была и новость, опубликованная 30 ноября на канале Mash: «В Симферополе девочка-подросток свела счеты с жизнью. Это случилось после того, как сверстники стали обвинять ее в убийстве подруги».

Психолог: Вы подняли действительно серьёзную проблему издевательств и оскорблений в школе.

Гульнара: Подростки часто спорят, бывает, что дерутся. В этом возрасте самоутверждения враждебные отношения детей друг к другу были всегда. Но сегодня подобные явления принимают особо жестокий характер, становятся социальным явлением. Что такое буллинг?

Психолог: Само слово «буллинг» появилось в Америке в отношении школ, колледжей и университетов. В США даже создают сериалы, направленные на то, чтобы раскрыть суть этого ужасного феномена и открыть глаза людям на то, что это серьёзная социальная проблема, которую нужно решать.

           Буллинг или травля (по-русски) - это намеренное агрессивное издевательство над человеком несколькими или группой людей, когда в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, тотальный бойкот и игнорирование. Это действительно серьезная проблема, поэтому сегодня хотелось бы обратить Ваше внимание на то, как бороться с буллингом и какими средствами можно оказать помощь ребенку.

По данным статистики каждый шестой ребёнок в современной школе испытывает жестокое обращение к себе. Это официальные данные. А в жизни таких детей гораздо больше. В последнее время это явление стало особо жестоким и изощрённым. Всё начинается с шуток, которые со временем переходят в оскорбления. Обидчиком владеет желание затронуть чувства, обидеть, довести до истерики. Формы выражения подобной агрессии могут быть разными, но всегда видно: неуверенный в себе ребёнок является жертвой более уверенного. Затем оскорбления становятся систематическими. А системность оскорблений - это уже истязания!

Психологи даже классифицируют издевательства следующим образом:

  • словесные;
  • физические;
  • психологические.

Гульнара: Новости об издевательствах и трагических финалах этих «историй», появляющиеся на страницах газет и экранах телевидения, порой вызывают ужас и страх за своего ребенка. Как понять, что ваш ребенок подвергся издевательствам в школе? Наверное, дети не спешат рассказать об этом родителям?

Психолог: Вы правы, родители зачастую оказываются последними из тех, кто знал об издевательствах над школьником. А если родители беспокоятся и «пристают» к ребенку с расспросами, то он обычно отмахивается - сам разберусь.

Из практики знаю, что почти никто из подростков не признается маме или отцу в том, что над ним издеваются. Так устроены дети - они боятся еще большей травли. И поэтому родителям приходится либо пребывать в неведении, либо выискивать в поведении ребенка черты, появляющиеся при буллинге.

Некоторые взрослые считают, что дети просто учатся таким образом общаться и всё утрясётся со временем. Но не всегда недружеские отношения между детьми являются безобидными.

Сразу хочу сказать всем родителям: самое страшное, если Ваш ребёнок останется со своей проблемой один на один. Только представьте: нет помощи ни со стороны родителей, ни со стороны учителя, ни со стороны администрации школы или техникума! Это действительно может стать причиной суицида. Между тем, ученика не только можно, но и нужно защищать.

Для начала достаточно просто внимательнее присмотреться к поведению своих детей.

Гульнара: Наблюдение, безусловно, о многом расскажет каждому родителю! Но ведь нужно знать, НА ЧТО обращать внимание?

Психолог: Назову основные моменты.

  1. Первое, на что следует обратить внимание – на аппетит ребенка. Да-да, не удивляйтесь. У детей, подвергшихся травле, часто пропадает аппетит или нападает жор. Нарушение режима питания - реакция организма на стресс. Кто-то не хочет есть вообще, а кто-то "заедает" свои проблемы. И это нормально даже для взрослых.
  2. Нарушение сна. Кроме расстройства аппетита, у школьника может наблюдаться нарушение сна. Кошмары, бессонница, тревожный и прерывистый сон - все это зачастую указывает на проблемы. Необязательно они будут связаны с буллингом, но присмотритесь. Переживания вынуждают человека плохо спать или сваливаться вечером "мертвым сном".

Признаки буллинга в образовательных учреждениях без помощи специалистов распознать трудно. Связано это с тем, что детские переживания в целом проявляются одинаково. Даже плохие отметки в школе способны вызвать потерю аппетита, жор или расстройство сна. Наблюдение продолжаем.

  1. Появление жестокости и агрессии. У ребенка, над которым издеваются в школе, может появляться излишняя жестокость и агрессия. Некоторые ссылаются на влияние компьютерных игр, но это не так. Агрессия при буллинге - ответная реакция организма. Только направлена она на тех, кто слабее и не обидит в ответ. Это помогает затравленному чувствовать себя лучше, возвышаться над кем-то так, как тиранят его. Можно сказать, что это своеобразная «цепная реакция»
  2. Замкнутость. Чтобы понять тиранят ли в школе вашего ребенка, присмотритесь, стал ли он более замкнут. Появление излишней замкнутости, особенно у открытых для общения ранее детей указывает на травлю в образовательных учреждениях. Если же ребенок всю жизнь был достаточно замкнут, поднимать панику не стоит.
  3. Следующий признак я бы назвала «Хорошо - по выходным, плохо - по будням». Родители отмечают, что у подвергшихся буллингу детей меняется самочувствие. Они прекрасно чувствуют себя в выходные, праздники и на каникулах. Тогда, когда не нужно идти в школу. А в будние дни детям становится плохо, они чувствуют различные недомогания и даже... заболевают! Как психотерапевт, могу подтвердить: психосоматические заболевания тоже могут указывать на травлю в школе.
  4. Смена круга общения. Подростки часто меняют друзей. И это вполне нормально. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, ищут тех, с кем интересно, вычеркивают "лишних" и неинтересных им лиц. Только подобное поведение включено в явные признаки буллинга. Дети прекращают общение с теми, с кем долгое время действительно хорошо общались. Старые друзья могут быть вычеркнуты из жизни или вовсе стать врагами.
  5. Буллинг обычно выражается в появлении специфичного, несвойственного ребенку ранее поведения. Да, такое поведение часто считается нормой у подростков, но присмотреться к нему нужно.
  6. Слушайте детские высказывания! Конечно, дети не станут говорить прямо: "Меня обижают". Они обычно вуалируют подобное явление. Например, "В школе произошла драма" или "Меня в школе не любят". Такого рода фразы должны стать для Вас сигналом.

Запугивание в школе чревато серьезными последствиями. И его нужно пресекать сразу, при первых проявлениях.

Гульнара: Наталия Викторовна, допустим, наблюдение показало, что «все признаки налицо». Что же могут сделать родители, если они узнали, что их ребенка травят в школе?

Психолог: Во-первых, нужно поговорить с учителями. Они проводят с детьми много времени и могут оказывать на них влияние. Во-вторых, нужно позаботиться о том, чтобы дома детям было безопасно. Дом - это то место, где защитят, поддержат, никогда не обидят. Ни в коем случае не обвинять в ситуации самого ребенка: «Ты сам во всем виноват!», «Ты нытик (мямля, размазня), поэтому к тебе так относятся».

Дети приходят к тем, в ком видят доверие, понимание и защиту. А вот бежать в школу с претензиями сразу после вести о том, что ученика обидели, не стоит. Это приведет к еще большему буллингу, а также к разрушению отношений с педагогами. А они ведь Ваши союзники в этой ситуации.

Гульнара: Если речь зашла о педагогах, хочется спросить Вас, как понять учителю, что над ребенком издеваются в школе и как реагировать?

Психолог: Часто опыт учителя помогает ему догадаться о буллинге по косвенным признакам:

  • У ребенка мало друзей в классе и в школе, он о них не рассказывает, не гуляет, не приглашает друзей домой.
  • Он приходит на урок с синяками, ссадинами или другими телесными повреждениями.
  • Он неохотно идет в школу, хотя с учебой проблем нет.
  • Он приходит в класс с разорванными, грязными или сломанными личными вещами.
  • Он может закрываться в классе или уединиться в уголке в коридоре.
  • Часто грустит, плачет, ходит с опущенной головой, явно что-то скрывает.
  • Он не хочет разговаривать обо всем, что касается школы, так как это для него — неблагоприятная среда.
  • Если учитель начинает расспрашивать его, ребенок старается «улизнуть», найти любую причину для прекращения разговора или повод для ухода домой.

К тому же учитель всегда руководит классным коллективом. А учащиеся класса никогда не остаются равнодушными к происходящему: у всех своя позиция. Ученический коллектив обычно делится на тех, кто издевается, на тех, над кем издеваются, и на тех, кто стоит в стороне и держит нейтралитет, потому что боится примкнуть к первому или второму лагерю.

Учитель вправе поговорить с возмутителем спокойствия и его родителями. Он может предупредить родителей обидчиков, что вы намерены предпринять меры в защиту своего ребёнка, если оскорбления не прекратятся. Это заставит их поговорить со своим чадом и, желая избежать неприятных последствий, родители обидчиков приложат все усилия к тому, чтобы конфликт не повторялся. Обычно «обидчики» быстро понимают, что ситуация контролируется с двух сторон: и учителями, и родителями.

Конструктивное общение учителя и родителя – залог сохранения ребёнка от оскорблений. Это самый эффективный путь решения проблемы, ведь школьная администрация также заинтересована в создании комфортных условий для учащихся.

Гульнара: Ясно, что физическое издевательство возможно прекратится. Но сегодня встречается словесное и психологическое издевательство, причём дистанцированно, при использовании телефона, интернета, оставление неприличных записей на стенах домов, на асфальте.

Психолог: Совершенно верно. Вы затронули еще один аспект проблемы - оскорбление в различных социальных сетях.

Современная жизнь уже не представляется нам без компьютера и общения в соцсетях. Но оно может нести угрозу и ущемлять достоинство подростков. Созданные ими группы в контактах не всегда безобидны. Это тоже общество, но только виртуальное. И никто не мешает там наносить оскорбления ребёнку путём помещения оскорбительных слов, фотографий, унижающих его честь и достоинство.

Раньше распознать травлю в школе было непросто, но за пределами образовательного учреждения с ней было намного проще справиться. С приходом гаджетов появилось новое понятие - кибербуллинг. Это травля в интернете. Она тоже накладывает свой отпечаток. Эксперты говорят, что теперь дети не прекращают переживать по поводу травли в школе, даже покидая ее. Запугивания продолжаются, но уже в виртуальном мире. Здесь можно издеваться, оставаясь незамеченным, анонимным.

Сюда же относится оскорбление по средствам мобильной связи: регулярные звонки или смс со словами грубости, непристойные высказывания, откровенный мат при помощи телефона.

Наверное, словечко кибербуллинг» многим незнакомо, а вот понятие «троллинг» более понятно молодежи. Троллинг — это форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении.

Гульнара: Расскажите немного о троллинге. Откуда пришло такое понятие?

Психолог: Тролли, как мифологические существа, упоминаются в скандинавской мифологии, изображаются в качестве уродливых, неприятных существ, созданных для причинения вреда и сотворения зла.

От этого слова и берет своё значение явление «троллинг», которое существует не только в интернете. Просто во всемирной сети тролли особенно заметны. Ближайшие понятия — это провокация и подстрекательство - то есть сознательный обман, клевета, возбуждение ссор и конфликтов, призыв к неблаговидным действиям.

Информация для размышления для любителей посплетничать или поиздеваться в комментариях в соц.сетях. 8 февраля прошлого года увидели свет результаты очень обстоятельного и очень представительного социологического исследования, ставившего перед собой задачу создать психологический (и психиатрический) портрет такого «негативного форумного активиста». Учёные трёх канадских университетов опубликовали отчет «Trolls just want to have fun» («Тролли просто хотят веселиться») от которого волосы встают дыбом. Чисто научные и статистические детали исследования вы можете самостоятельно посмотреть по первоисточнику, я же ограничусь главным выводом: интернет-тролли имеют психологические черты нарциссов, психопатов и особенно садистов.

Причём была установлена прямая связь меры садистских наклонностей с количеством времени, которое человек проводит на форумах, и количеством постов, которые он размещает. Резюмирую: чем больше времени тролль сидит онлайн и чем больше строчит гадких комментов, тем интенсивнее у него проявляются садистские качества! Так что кибербуллинг и троллинг далеко не безобидные явления…

Гульнара: Кибербуллинг и троллинг, по Вашим словам, - проблема современности. Неужели мы не сможем оградить детей от такого воздействия?

Психолог: Можем, конечно. Для спокойствия и безопасности ребёнка в некоторых случаях придётся ограничить время пребывания в интернете, если угрозы сыплются оттуда.

Обязательно просматривайте социальные сети и мобильный телефон своего ребенка, особенно если у Вас есть подозрения, что над ним издеваются. Так удастся не пропустить важные события в жизни детей.

Гульнара: В заключении еще один важный вопрос: как помочь вернуть психологический комфорт ребенку, над которым издевались, когда всё позади?

Психолог: Вначале похвалите себя, что ситуация благополучно разрешилась. Скорее всего, потому, что Вы приложили максимум усилий.

  • Проводите домашние беседы с детьми с самого раннего возраста, учите их доброте и состраданию.
  • Показывайте личный пример заботы, доброжелательности, бережного отношения к близким и незнакомым людям.
  • Если в семье случаются конфликты или споры, то лучше не показывать свои ссоры ребенку, чтобы он не перенимал эту модель поведения.
  • Привнести в жизнь ребенка радости: прогулки, подарки, что-то, о чем он давно мечтал.
  • Найти для него приятное занятие, новую среду общения (например, спортивную секцию или творческий кружок).
  • Научить самозащите. Это сделает ребенка увереннее и сильнее в глазах других.
  • Больше с ним разговаривать. Обязательно проговорить и вместе поразмышлять над тем, что вызывало издёвки, чтобы ребенок смог полностью раскрыться и расслабиться. Ведь он долгое время был в сильном напряжении.
  • Учить ребенка игнорировать издевки, не испытывать агрессию, а воспринимать обидчиков как тех, кто на самом деле нуждается в помощи, быть смелым.
  • Не умалчивать, а наоборот рассказать о ситуации школьному психологу, чтобы тот провел общие беседы в классе, особенно с обидчиками, взял их под психологическое наблюдение.

Желаю Вам быть внимательным родителем, чтобы Ваши сын или дочь никогда не испытали на себе издевок!

Гульнара: Благодарю Вас, Наталия Викторовна! Теперь мы знаем все главные факты о школьном буллинге, а также как с ним бороться и как помочь собственному ребенку.

Беседу с психологом вела и

записала Гульнара Наримановна.