Прозвенел последний звонок, и учителя традиционно подводят итоги своей работы за истекший учебный год. Наша редакция решила рассказать об успехах учащихся Малой академии наук «Искатель», 55-летие которой мы недавно отпраздновали. Здесь ребят учат формировать поисковый стиль мышления, прививают интерес к исследовательской деятельности, учат находить, обрабатывать и презентовать нужную информацию.


В марте в Симферополе на базе КФУ им. В.И.Вернадского состоялся республиканский этап конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов МАН «Искатель». На заочный тур конкурса было подано 33 работы из 12 общеобразовательных школ нашего района.
Как обычно, наши ребята были одними из лучших в конкурсе. Наш район занял III место в рейтинге среди 14 команд сельских районов, завоевав 13 призовых мест. Из них: два первых места, пять – вторых, шесть – третьих. Конечно, победители достойны того, чтобы наши читатели знали их имена. Итак, первое место заняли: учащаяся 11 класса Вилинской СОШ № 2 с русским и крымскотатарским языками обучения Зоре Шемшединова (научный руководитель – С.Э.Билялова); учащаяся 11 класса Куйбышевской СОШ им. Т.Н.Хрусталева Дарья Рудак (научные руководители – Г.Л. Кочерженко и О.В. Рябчук). Второе место разделили: ученицы 9 и 10 классов Бахчисарайской СОШ № 5 с русским и крымскотатарским языками обучения Эмине Асанова (научный руководитель – Л.А. Катранжиева) и Мерьем Чийгоз (научный руководитель – Э.Ф.Алиева); ученик 9 класса Скалистовской СОШ Максим Нелидов (научный руководитель – К.С.Барышникова); учащиеся 9 класса Школьной академии Ленур Рауфов (научный руководитель – Т.В.Волошинова) и Карина Яковлева (научный руководитель – И.М.Яковец). На третьем месте оказались: учащиеся 10 и 11 классов Каштановской СОШ Виктор Жадан (научный руководитель – А.Ю.Дорош) и Анна Кириленко (научный руководитель – Е.Н.Жаврук); учащаяся 11 класса Вилинской СОШ № 2 Эльмаз Бекирова (научный руководитель – С.Э.Билялова); учащиеся 11 гимназического и 10 классов школы-гимназии Ирина Середа и Ксения Рябченко (научный руководитель – М.И.Середа); учащаяся 9 класса Бахчисарайской СОШ № 5 Алие Эмирова (научный руководитель – С.М.Алиева).
Секреты кофейной
традиции от юной Зоре
По результатам республиканского конкурса в апреле этого года в г. Обнинске Калужской области состоялись Всероссийская конференция научно-исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» и Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал XXI века». Республику Крым на мероприятиях представили 22 призера нашего республиканского конкурса-защиты, среди которых выступала с защитой своей научно-исследовательской работы жительница села Вилино. По общему командному зачету наши ребята заняли I место!
Послушать историю участия в коференции мы отправились к учащейся Вилинской СОШ №2 Зоре Шемшединовой.
- Зоре, расскажите, это ваша первая работа?
- Это моя вторая работа в рамках Малой академии наук.
- Что вас побудило принять участие в конкурсе в прошлом году?
- В первый раз настояла учительница. Я сначала была против - думала, что это будет отвлекать от учебы. Но в процессе написания научной работы мне понравилось, и уже на второй год я сама изъявила желание писать научную работу.
- Сколько же времени у вас занял процесс?
- В прошлом году мы писали где-то месяца два. В этом году я уже понимала, чего от меня ждут, и как всё будет происходить. Я выбрала тему, которая была мне по-настоящему интересной, и получилось намного быстрее. Я уже осознанно подходила к работе и большую часть сделала сама. Жаль, что я уже в 11-м классе и на следующий год не смогу принимать участие в конкурсе МАН.
- А скажите, в прошлом году какая у вас была тема работы?
- В прошлом году моя работа называлась «О традициях в современности. Народный праздник – важнейшее средство приобщения к национальным традициям и обрядам». Я исследовала традиции крымскотатарского народа, писала о народных праздниках. Особое внимание я уделила крымскотатарскому празднику Дервиза. Это праздник благоденствия, урожая и проводится он в сентябре.
- А в этом?
- В этом году у меня была тема: «Кофейная церемония – важнейшая составляющая национальной культуры крымскотатарского народа». У японцев есть чайная церемония, а у крымских татар – кофейная. Это важная составляющая национальной культуры и очень много традиций, связанных именно с кофе. Я рассматривала эти традиции, изучала способы приготовления, культуру подачи на стол и употребление напитков, проводила опросы, насколько люди знают об этих традициях, чтят ли их.
- Очень интересно! А что вас натолкнуло писать именно о кофе?
- Моя семья очень гостеприимная. Каждый день, начиная с семи утра и до двенадцати иногда до часу ночи у нас всегда гости. Ещё не было ни дня, чтобы у меня, в моем доме не было гостей. Угощение гостей кофе – это как признак гостеприимства. И с детства мне прививались навыки того, как надо встречать гостей. У нас принято не спрашивать гостя, а сразу ставить кофе, потом чай, потом накормить вкусно, потом опять чай, а потом может еще раз кофе, если очень долго сидят. Родители воспитывали во мне гостеприимность, чтобы я была приветливая, чтобы хорошо встречала гостей. Я знала некоторые традиции, связанные с кофейной церемонией, и захотелось узнать больше. Если честно, я сама больше люблю чай, но именно с кофе очень много традиций. Было очень интересно писать эту научную работу.
- Расскажите подробнее, что нового вы открыли для себя?
- Я в процессе написания научной работы узнала о том, что кофе бывает нескольких видов: женский кофе и мужской, который готовится походным способом. Для меня стало удивлением то, что в мужской кофе добавляются соль и бараний жир. Женский кофе (второе название детский) – жарится. Он готовится на раскаленном песке, сначала туда добавляется сахар, кофе и только потом наливается вода. И в приготовлении женского и мужского кофе используется двухъярусный мангал. Но если кофе готовится походным способом – варят не в турке, а в «каве-куман». «Каве-куман» – это медный или серебряный узкий и высокий сосуд с длинным, изогнутым в лебединую шею носиком и тяжелой крышкой на шарнире. Очень красиво выглядит. Ещё я узнала, что в моем народе при сватовстве девушка показывает свою симпатию пришедшему свататься парню именно через кофе. Чтобы жених понял, что он действительно понравился невесте - она добавляла в напиток чуть-чуть соли.
- А соль не портила вкус кофе?
- Говорят, если соли чуть-чуть добавить в кофе, то это даже вкуснее, чем с сахаром. Я видела этот рецепт в интернете в «ТОП-10 интересных сочетаний в продуктах», но сама не пробовала.
- Что ж, Зоре, желаем вам дальнейших успехов, надеемся услышать о вас, как о лучшей студентке Крыма.
Маргарита ЗГИРОВСКАЯ.

uspehi_shkoljnikov__zasluga_pedagogov_i_roditeley.PNG