Директор, который за все в ответе

"Нет ничего более постоянного, чем что-то временное", - эта идея, похоже, красной нитью проходит по судьбе Юрия Леонидовича Марамзина, директора музыкальной школы в селе Угловое. 4 марта ему исполнилось 60 лет, более сорока из которых он посвятил педагогической деятельности. Встретившись с ним, мы услышали много интересного из истории села, школы и его жизни. 

IMG 0670

 По образованию учитель музыки и пения, Юрий Леонидович приехал молодым специалистом в село Угловое в 1979 году. Его родители участвовали в восстановлении Севастополя после войны и, уехав на родину на Украину, мечтали вернуться снова в город русской славы. Но так как Севастополь в то время был закрытым городом, в 1977 г. поселились в прибрежном поселке Вилино. Так Юрий попал в Крым. Проработав три месяца в средней школе учителем музыки и рисования, Юрий ушел в армию, а его жена, ожидая возвращения супруга, продолжала работать в Угловом учителем начальных классов. Однажды в школу пришла молодая пара музыкантов, которая приглашала детей записываться в только открывшуюся музыкальную школу в Угловом. В разговоре выяснилось, что им нужен баянист. Договорились о встрече, и когда Юрий пришел из армии, уже на следующий день после демобилизации был включен в работу школы.

Первый год музыкальная школа работала при общеобразовательной школе. Параллельно строился Дом культуры, который обещал быть самым лучшим в районе, а, может быть, даже в республике. Часть здания планировали отдать музыкальной школе. Также здесь должны были располагаться кружки, танцевальные классы. Идея была в создании полноценной Школы искусств, что сейчас выглядит несколько странно для небольшого села, но тогда это было делом жизни не одного человека. Колхозы-миллионеры соревновались в успехах на социальном поприще. Дети и коллективы, побеждавшие на конкурсах, были неоспоримым свидетельством успешности работы председателя. Таким руководителем был Николай Макарович Гунько. С председателем колхоза «Победа» Александром Ивановичем Перепадиным у них было как раз подобное соревнование, в котором попеременно выигрывал то один, то другой.

Дом культуры, наверное, должен был стать апогеем этого поединка. Зал на 500-600 мест, сцена с поворотным механизмом и бегущей дорожкой, интерьеры, украшенные лепниной... По словам Юрия Леонидовича, если бы еще полгода Советский Союз продержался, Дом культуры был бы закончен. В 80-х годах прошлого столетия о событиях близкого будущего никто не догадывался, и стройка шла полным ходом, председатель сельсовета Мария Егоровна Слышкина хлопотала об открытии школы, закупались инструменты. И временно школу переселили в отремонтированное здание заброшенного детского сада.

"Нам сказали, что на пару лет хватит, - вспоминает Юрий Леонидович. – В 1992 году мы должны были перейти в новое здание. Но строительство в скором времени заморозили". Кто бы мог подумать, что пару лет растянется на почти сорок?

Сейчас здание так и не состоявшегося Дома культуры практически разобрано. "Люди возмущались, здание-то было построено на колхозные, а, значит, на деньги народа..., - говорит Юрий Леонидович, - но что сейчас уже сделаешь".

Юрий Леонидович стал директором музыкальной школы в 1991 году. Когда встал вопрос о назначении, особого желания занять руководящую должность у него не было. "Был поставлен вопрос ребром, - вспоминает Юрий Леонидович. - Либо нам пришлют кого-то чужого, либо... Ну, я и согласился на год. А потом думал, что уйду с руководящей должности. Но прошел год, два, десятилетие... и было не до этого. Поднял этот вопрос только когда перешли в Россию. Здесь требования к руководителю в разы выше, раньше мы были подведомственной организацией отдела культуры, а сейчас мы – отдельное учреждение, и директор за все в ответе. Я перед коллегами поднял вопрос о том, что буду уходить в 2014 году. Они возмутились: на кого вы нас бросаете?! Уговорили... пока работаю. Но не менеджер я, не директор, я музыкант, творческая натура. Но что делать... приходится. Кому-то ведь надо этим заниматься..."

Разные периоды пришлось пережить творческой натуре Юрия Леонидовича в роли директора. И невыплату зарплаты около 8 месяцев, и угрозу закрытия школы, и надежды на новое здание школы, снова не реализовавшиеся в реальности, и, наконец, новый период, в котором старое здание школы получило новую жизнь благодаря ремонту.

"Интересно, что больше всего детей занималось у нас именно в 90-е годы, - говорит Юрий Леонидович. - 100 учащихся было в 1994 году. Потом подняли оплату, и количество детей сократилось до 42 человек. Именно в это время школа была под угрозой закрытия, но жители стали на защиту школы, писали письма в соответствующие инстанции и отстояли. Сельсовет также поддержал в сложный момент, перекрывал задолженности по зарплате. А еще помню, как зарплату платили макаронами, крупой, мылом. Но ведь выстояли тогда, и все наладилось постепенно. После 2000 года дети снова стали ходить".

Сейчас в школе занимается 90 детей, не только из Углового, но и из соседних сел. В школе работает инструментальный ансамбль. "Дети очень любят коллективное творчество, - рассказывает Юрий Леонидович. - Сначала это был ансамбль баянистов и аккордеонистов. Дети стали интересоваться, заглядывать в кабинет, я это заметил и включил в коллектив скрипачей, потом купили ксилофон, ударные инструменты. И сейчас дети с удовольствием играют как классическую, народную музыку, так и музыку из кинофильмов. Например, мы играем саундтреки из кинофильмов "Джентльмены удачи", "Пираты Карибского моря", сериалов «Игры престолов», "Мстители". Мы, педагоги, их в этом поддерживаем. Я играю партию баяна. Показатель того, что им нравится играть в оркестре, это то, что ребята приходят играть даже после окончания школы".

Угловская музыкальная школа – одна из трех сохранившихся в районе сельских музыкальных школ. Подобные еще работают в Куйбышево и Почтовом, а в советские времена школы еще были в Долинном, Красном Маке, колхозная школа работала в Вилино. Юрий Леонидович вспоминает, что работа педагогов этих школ вдохновляла делать свою работу еще лучше.

Из тех, кто открывал школу, в рабочем коллективе остался только Юрий Леонидович. После осознания этого к нему пришла идея создать музей школы, который уже начал формироваться в учительской. "Первые экспонаты - баяны того времени. Также есть фотографии, документы, фото отличников на стендах. Когда у нас проходят отчетные концерты, мы выставляем эти стенды с фотографиями в фойе Дома культуры, и так интересно видеть, как дети узнают на фото своих мам, которые тоже занимались здесь музыкой. Да что мамы! У нас уже пришло третье поколение учеников. Приходят внуки тех, кто здесь воспитывался!" – говорит Юрий Леонидович.

Школа активно сотрудничает с Домом культуры, детским садом, общеобразовательной школой. "Мы делаем общее дело, ни одно мероприятие не проходит без участия музыкальной школы, во всех коллективах Дома культуры – либо учащиеся школы, либо выпускники (театральный коллектив, инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль, ансамбль скрипачей), преподаватели школы также принимают участие в концертах, музицируют вместе с детьми", - рассказывает о творческой жизни села директор.

Отчетные концерты собирают в селе полный зал зрителей. Это родители и родственники, друзья юных музыкантов, их братья и сестры. Подобные мероприятия – всегда событие в селе и очень жаль, что у музыкальной школы так и не появилось своего зала, где они могли бы радовать своим творчеством гостей. Это одно из давних желаний Юрия Леонидовича. Участок рядом со школой есть и, глядя в окно коридора, директор, видавший много всего в судьбе этой школы, не перестает надеяться на то, что его мечта исполнится.

Почему же все-таки так это важно для села? Ведь музыкальная школа в небольшом поселке – это все-таки не так типично. И тем не менее родители возят своих детей, как минимум три раза в неделю, на занятия даже из соседних поселков. Да и дети при всей загруженности в школе выдерживают эту нагрузку и хотят еще большего.

"Я думаю, это отдушина для людей, - говорит Юрий Леонидович, - родители хотят, чтобы дети развивались. Это, так сказать, социальный заказ. Родители хотят, чтобы их дети были не хуже городских. Музыкальные школы и дополнительное образование - необходимо. Дети должны больше в качественном отношении развиваться. Дети, которые ходят в музыкальную школу, очень отличаются от других детей. Уже сейчас специалисты отмечают, что занятие музыкой развивает ребенка, работает и мелкая моторика, и мозг. Это и память, и слух, и развитие умственных способностей. И это несоизмеримо с тем, что они по кнопочкам в телефонах клацают. Это с одной стороны хорошо, что они разбираются в этом, но это не заменяет занятие музыкой".

В школе работают опытные преподаватели: из 9 человек 5 имеют первую категорию, один – высшую. И успех школы, по словам директора, зависит, прежде всего, от слаженной работы всей «команды» - коллектива преподавателей. А залог успеха Юрий Леонидович видит в «совместимости» образовательных и воспитательных целей, а также запросов детей и их родителей. "В работе стараюсь придерживаться принципа: отношение к людям должно быть таким, каким хотелось бы видеть отношение к тебе, - говорит о своей работе директор. - Преподаватель должен учитывать психологические особенности ребенка, ставить себя на его место, но в то же время быть требовательным, обязателен индивидуальный подход".

Юрий Леонидович говорит, что хотелось бы больше делать для детей, а для этого нужны педагоги и дополнительные классы. "Молодых специалистов работать не пригласишь, жилья нет, - говорит Юрий Леонидович. - Студенты из города не очень хотят ездить. Мы с женой когда-то за один день получили крышу над головой. Через год жена получила двухкомнатную квартиру как молодой специалист. А у нас сейчас на аренду квартиры цены городские – 20 тыс. Ездить тоже плохо, транспорт сложно ходит. Пока обходимся, но если было бы нас больше человек, то работали бы еще лучше".

Но за последние годы ситуация стала налаживаться. Был сделан капитальный ремонт в школе. В процессе ремонта выяснилось, что средств нужно больше, чем планировалось. "Здание старое и, когда начали демонтировать крышу, рухнуло то, что не планировали разрушать. Заместитель главы администрации Елена Геннадьевна Орлова и начальник финансового управления администрации Бахчисарайского района Елена Владимировна Давыдченко выехали к нам, оценили ситуацию и заверили, что все будет хорошо. Были выделены дополнительные средства на ремонт, за что я очень им благодарен и ремонт завершился к новому учебному году".

В этом году ребята получили не только отремонтированные уютные классы, но и новые инструменты. Очень хочется надеяться, что эта тенденция к улучшению сохранится.

"Я также очень благодарен тем людям, которые в 80-х годах сумели открыть тут школу, - говорит в заключение Юрий Леонидович. - Любовь Тимофеевна Макарова была начальником отдела культуры в то время, и она рассказывала, сколько ей пришлось пройти с первым директором, чтобы школу открыли, сколько было согласований. Материальное обеспечение взял на себя колхоз. Сейчас бы вряд ли это получилось. А так школа уже почти 40 лет работает".

4 марта в юбилей Юрия Леонидовича в школе с успехом прошел творческий вечер директора и музыканта, который посвятил 40 лет творческому развитию юных дарований. Выступали и воспитанники Юрия Леонидовича, и он сам. Зал, как всегда, был полон, ведь любой праздник в селе – это как праздник в большой любящей семье, где тебе всегда рады.

Светлана НИКИТИНА.

врез

Коллектив отдела культуры и межнациональных отношений администрации Бахчисарайского района Республики Крым поздравляет

с 60-летним юбилеем директора МКУДО «Угловская детская музыкальная школа» Марамзина Юрия Леонидовича!

Уважаемый

Юрий Леонидович!

Желаем новых идей и перспективных проектов, талантливых и благодарных учеников, уважения коллег и преподавательского коллектива, реализации намеченных планов, уверенности в завтрашнем дне, оптимизма и хорошего праздничного настроения!

И пусть Ваш юбилей будет связан не только с подведением итогов, но и с новыми замыслами, мечтами и надеждами!

Здоровья Вам и Вашим близким, улыбок, тепла и всего самого доброго и светлого!