Михаил ИВАНОВ:«Мудрость всех народов, населявших полуостров, – хорошо жить в мире»
В преддверии Дня народного единства, готовясь к публикации на эту тему, мы решили сделать акцент на слове «единство». Поговорить на тему общего в культуре народов, населявших и населяющих полуостров, мы смогли с Михаилом Ивановым, этнографом, директором малого инновационного предприятия «Центр высокотехнологичной и морской археологии «АрХайТэк», председателем греческой общины Бахчисарайского района «ДОРОС».
– Михаил, взаимопроникновения культур при таком тесном взаимодействии, какое было у нас на полуострове, не избежать. Как это происходило в Крыму?
– Крымский полуостров – это котел, где переплавлялись культуры многих народов, взаимодействуя друг с другом на протяжении многих тысячелетий. Это булгары и болгары, крымские татары, армяне, которые присутствовали здесь с VIII века, половцы, которые заполонили степи полуострова с середины IX века, тесно взаимодействуя с Византией, с княжествами Руси. Мы также знаем, что многие русские князья были женаты на дочерях половецких ханов, которые участвовали своими конными отрядами с киевскими и другими региональными князьями в походах и междоусобных войнах. Половцам, в свою очередь, была не чужда христианская вера. Многие среди них принимали христианство в той или иной форме. На территории нынешнего села Голубинка были найдены остатки храма и надгробие священника этого храма. Так вот священник носил имя Салтык. Это половецкое имя.
Говоря о взаимодействии народов, можно вспомнить битву на Калке, где половцы вместе с русскими князьями воевали против монголов, которые пришли в эти степи по следам половцев, а потом пошли на Русь и на Западную Европу.
Тысячелетиями культуры народов полуострова взаимодействовали. Тогда, когда войска монгольского полководца Субедей Багатура гоняли половцев по степям Тавриды, уцелевшие половцы уходили с аланами и греками в горные крепости. Только здесь они могли выжить. Путешественники тех времен, которые были свидетелями этих драматических событий, рассказывают, что по степям было разбросано огромное количество павших, которых даже некому было похоронить. Половцы потерпели поражение, но будучи народом крепким, настойчивым и целеустремленным, со временем стали основой для создания Крымского ханства во главе с династией Гиреев, которое все это время взаимодействовало с византийскими владениями полуострова, которые всегда имели высокий уровень автономии. Так, этнос крымских татар был основан изначально преимущественно на половцах, к которым присоединились другие народности и племена. Тот же Мамай был половцем, чей дед правил степями Таврики ещё до нашествия монголов, а родовое стойбище племени находилось вблизи Бахчисарая.
Не надо забывать, что на территории Бахчисарайского района, и не только его, было расположено аланское православное княжество, население которого после многолетнего противостояния с монголами со временем частично влилось в крымскотатарскую народность. Те аланы, которые сохранили веру предков, стали называться окружающими народами греками, а те, которые приняли мусульманство, стали называться крымскими татарами. Причем достаточно долго этот народ говорил на своем языке. Свидетельством тому есть записки Эвлия Челеби, известного турецкого путешественника и историка, который посещал долину реки Бодрак и рассказывал о крымских татарах, которых никто не понимает. Естественно, язык был не тюркский и его не могли понять попутчики путешественника.
Аланы были великие воины, которые во всей средневековой Европе составляли костяк конных армий, вплоть до Великобритании. На территории франкских королевств существовало три аланских княжества. Это великий народ, который на огромной площади Европы потерял силы и войска Чингизхана его фактически добили. И только благодаря тому, что немногочисленные роды сумели уйти в горы Кавказа, мы сейчас имеем Республику Алания.
Такие же аланы жили и у нас на полуострове. К сожалению, они полностью потеряли свой язык, но при этом многие названия гор, ручьев, речек, топонимика в районе Севастополя и Бахчисарая легко переводится именно с аланского языка.
Болгары приходили на территорию полуострова дважды. Во времена хана Кубрата, как воинский контингент Хазарского каганата. При этом некоторая часть булгар осела на полуострове. Булгары очень быстро элинизировались и уже через сто лет их сложно было отличить от населения, которое было вокруг них. Следующий этап – это переселенцы во время царской России, беженцы, которые пострадали в процессе русско-турецких войн. На территории Бахчисарайского района это село Балта-Чокрак, которое было и греческим, и болгарским селом.
В районе села Высокое (ранее Керменчик) есть местность под названием Москва. Откуда возникло такое название? Судя по всему, какие-то военнопленные осели в этих местах поблизости с единоверцами. На полуостров к православным святыням постоянно приезжали паломники из Москвы, Киева, Полоцка, Владимира. Был постоянный контакт между священством Киевской, Московской и Белой Руси. Знаете, какая самая главная икона Белоруссии – корсунская икона Божьей Матери. Корсунь – это средневековый Херсонес в славянской традиции. Одно из самых известных переплетений культур находится в Бахчисарайском районе. В селе Кудрино есть небольшой древний храм во имя архангелов Михаила и Гавриила. Неизвестно, когда он был построен. Серьезных исследований до сих пор не проводилось, но есть надгробия 14 века. На его реставрацию выделял средства ещё Борис Годунов! Сведения об этом сохранились в архивах посольского приказа. Это также пример тесного взаимодействия греков и русских. Мы очень надеемся, что когда-то храм будет восстановлен. Мы приводили в порядок местность вокруг храма, но дожди, снега, морозы делают свое чёрное дело…
– Танцы, традиции, народные игры… есть параллели?
– Крымские греки точно так же, как и крымские татары, участвуют в борьбе «куреш». В ней есть элементы классической борьбы и дополнена элементами, которые внесли тюркоязычные племена полуострова. В результате мы имеем сейчас такой чудесный вид спорта. На территории Мариуполя, Донецкой, Луганской областей, во всех населенных пунктах, где живут выходцы с полуострова, проходят крупные соревнования, которые так и называются – «куреш».
Спорт объединяет народы. На панаир, престольный праздник храма святых равноапостольных Константина и Елены, в селе Чернополье, до революции приезжали до 10 тысяч православных и до 6 тысяч крымских татар. В этот день устраивались скачки с богатыми призами, и все принимали участие в православном празднике.
Крымскотатарская хайтарма и танцы греков архипелага имеют между собой очень много общего.
– Часть истории и культуры – это кухня народов Крыма. Наверное, можно найти много общего?
– Кухня полуострова складывалась под воздействием аланской, армянской, половецкой, греческой, болгарской, монгольской, караимской кухонь. У армян и у греков одинаково называется такое блюдо как «долма» или «долматос». У крымских татар долмой называется фаршированный перец, а такое же блюдо, только в листьях винограда или капусты называется «сарма». Такое же блюдо есть у русских, но называется оно – голубцы.
Культура кофе была впервые развита в православных монастырях исихастов. Со временем эта культура распространилась в Аравии и на Ближнем Востоке. Ведь северные аравийские племена арабов были христианами. Культура кофепития распространилась по всему Востоку, достигла и нашего полуострова, глубоко укоренилась, и сложно сказать, кто более кофеман: греки, крымские татары или армяне? Культура кофе связана со всеми этими народами. По одной из версий название этого благородного напитка происходит от средневекового имени античной Феодосии – Кафа или Кефе. Кафайское зерно его ещё называли. В Европу он поступал через генуэзские перевалочные пункты: Белгород-Днестровский и Львов, в которых были многочисленные армянские и греческие общины. Эти общины и продвигали кофе в Европу.
– Судя по вашему рассказу, полуостров был некой сценой исторических действий мирового значения, собранием народов, ценностей, святынь…
– Да, Крым – уникальный культурный узел. Например, в Бахчисарайском районе есть гора Бойка, на которой находился монастырь Христа Спасителя. Только в районе сел Лаки и Высокое мы имеем развалины порядка 15–16 храмов. Где ещё на такой площади можно найти такое количество церквей? Это Афон, Каппадокия. Но это мировые центры! И вот один из таких центров, судя по всему, был здесь в Бахчисарайском районе. Или, например, остров Змеиный (Левко) с храмом героя древнегреческих мифов Ахиллеса. Все моряки, которые приплывали в Северное Причерноморье, плыли через этот остров, оставляли пожертвования, дань герою для получения удачи. Дар в обмен на то, чтобы их путешествие было благополучным.
У нас все рядом. В Керкенитиде (современная Евпатория) в 1903 году было найдено надгробие, где написано: «…надгробие Абатии, дочери Геродота». Мы понимаем, что имя Геродот – не очень распространённое имя. И для кого-то Геродот – отец истории, а для кого-то просто отец! Исключить такое совпадение мы не можем.
История Крыма не всегда была мирной, но каждый народ научился одной мудрости – хорошо жить в мире.
Беседовала Светлана НИКИТИНА.