Сергей ПАША:  «Я собирательный образ: собираю все хорошее и отдаю детям»

   В Куйбышевской школе за последние месяцы многое изменилось. Масштабы перемен впечатляют. Еще бы... Школе 66 лет и за эти годы не проводилось ни одного капитального ремонта, а тут вдруг и спортивный зал отремонтировали и окна полностью заменили и заасфальтировали внутренний двор и не просто площадь перед школой, а с дорожками, бордюрами вокруг деревьев. Еще немного и ученики школы смогут заниматься спортом на новой площадке с резиновым покрытием, которая совместит в себе три направления: баскетбол, волейбол и футбол. Уже закуплены скамейки в стиле "винтаж", а в планах освещение двора фонарями в стиле "прованс". Более того,  сейчас готовится проектно-сметная документация на фасады зданий школы, которые будут окрашены в персиковый цвет. Крыша также будет заменена. Шлагбаум, кондиционирование актового зала, козырьки, детская спортивная площадкаэто далеко не полный список того, что сделано или будет сделано и установлено в ближайшее время. Об успехах и стратегии, о принципах и творчестве руководителя поговорили мы с директором Куйбышевской школы Сергеем Паша, который раскрыл нам некоторые секреты эффективного менеджмента. 


Сергей ПАША Я собирательный образ1

- Сергей Николаевич, вы один из немногих директоров-мужчин в нашем районе. Откуда вы родом и как пришли к занимаемой должности?

 

- Родом я из Донбасса. Дорога в Крым легла через «Артек», где и познакомился с супругой Натальей. Сначала решили жить на Украине, но вскоре вернулись в Крым. Моя супруга тоже педагог, мы вместе работали в школе в Первомайском районе. Там же мне предложили стать директором школы в Джанкойском районе, где я отработал 4 года. После мы открыли с супругой детский сад. Оформили документы и садик стал работать при Абрикосовской школе в Первомайском районе. Это стало возможным благодаря вере родителей в нас и здорово то, что этот садик до сих пор существует. После этого мы открыли частный спортивный клуб, в котором проводились бесплатные занятия, он также до сих пор функционирует. И тут нам друзья предлагают переехать в Красный Мак. Тогда главой поселкового совета была Светлана Николаевна Львова. Она в нас поверила и выделила нам квартиру, которая предназначалась для сельских учителей. Совместно с неравнодушными людьми отремонтировали и открыли спортивный тренажёрный зал при Красномакской школе, из которого вышли многократные чемпионы Крыма, Севастополя, России и участники первенства мира по армспорту. Работали в школе вместе с супругой, после чего Светлана Николаевна предложила мне стать директором Куйбышевской школы. Сказала: «Вырос ты из штанишек!» И вот я уже четвертый год здесь и постепенно реализовываю все проекты, которые наметил, благодаря, конечно, системной поддержке руководства управления образования и района. Мы уже не первый год сотрудничаем со Светланой Николаевной и мне всегда есть чему у нее поучиться. Я учусь и собираю все хорошее. Я всем говорю, что я собирательный образ – мне нравится собирать положительное. Мне нравится собранное отдавать детям.

Еще очень важно, чтобы не было корысти. Хочешь помочь – помоги, но не мне, я домой это не отнесу, ты увидишь, что все это будет здесь в школе и этим все будут пользоваться и оно сразу станет на баланс школы. Может это и подкупает, что я делаю бескорыстно.

Конечно, в самом начале надо было доказать свою компетентность. Нужны были результаты. Но сейчас детей на словах не заинтересуешь. Если учитель выработался в теории, ему необходима материально-техническая поддержка для проведения качественной работы. Родителям наших детей сейчас в среднем 25-30 лет. Они хотят, чтобы мы заинтересовали детей, забрали их с улиц, оторвали от мобильников. У ребят разные интересы - одни хотят на шашки, другие на рисование, третьи на спортивные или научные кружки. И наконец, через время мы получили какие-то результаты. Но для того, чтобы это получилось, сначала необходимо было завоевать доверие родителей и вышестоящих инстанций. И за три года, я надеюсь, доказал, что могу.

- Получается некий круг... Чтобы получить результат, надо дать материальную базу, аСергей ПАША Я собирательный образ2 чтобы тебе дали эту базу, нужно заработать авторитет, показать результат... Как вам удалось выйти из этого круга?

- В этом одновременно и сложность, и интерес. Администрирование – это ведь тоже творчество и если его проявлять, то и результаты не заставят себя ждать. В ход идут все ресурсы - помогают друзья, знакомые, родители. В процессе выясняются нюансы, которые также надо преодолевать. Например, рабочие ставят окна до позднего вечера, а утром дети должны прийти в чистую школу. Но это трудность, вызов, который, если ты решаешь, то интересно работать. Часто бывает, что необходимо решать одновременно несколько таких задач. Тем самым ты держишь себя в тонусе. Это как шахматы.

Еще задача усложняется, когда ты совершенно новый человек в коллективе, в поселке. Тебя никто не знает. Со мной второй раз такое. Ты приезжаешь на новое место работы и не знаешь, как кого зовут, а через три - четыре года, у тебя школа выходит на другие, более высокие места в рейтинге района. И ты понимаешь, что здесь нет кумовьев, братьев, сватов, и ты никому ничего не должен. И именно это сыграло положительную роль. Ты воспринимаешь работу, только как работу. Всех воспринимаешь как равных, появляются настоящие деловые отношения, и результат не заставляет себя ждать.

В том, что я новый человек, есть еще один плюс. Я сразу «незамыленным» взглядом увидел, что здесь нужно. Я школу воспринимаю как бабушку, она плохо слышит, видит, спотыкается, нужно о ней заботиться. А душа этой бабушки – это коллектив. А директор, который за все отвечает - это ее сердце! И здесь не получается просто сидеть в кресле, приходится идти к рабочим, «варить» трубы или в ямы залазить.

Все это для меня как проект. Просто надо делать все поэтапно. И очень важно, чтобы в тебя верили.

Наш девиз сейчас «Сохранить и приумножить!». Не «…разрушим, а затем...» как в той старой песне, а делать на базе чего-то. К тому же у нас хороший коллектив, очень творческие учителя, здесь не подходит «палочный» метод, только понимание и человеческие отношения, создание комфортных условий для проявления потенциала педагога. Это дает свои результаты. Ведь у успешных педагогов успешные ученики!

- Помните переломный момент, когда вы вдруг поняли, что вам доверяют?

- Конечно. Я помню первые родительские собрания. Все на тСергей ПАША Я собирательный образ3ебя смотрят с немым вопросом: «Кто ты? Чему нас собрался учить?» И вдруг в какой-то момент, вот на таком же родительском собрании, я понял, что могу смотреть прямо в глаза каждому сидящему в зале. Зал на 200 мест, и он переполнен. Ведь это показатель работы директора. Родителей на такие собрания не заставишь силой прийти. В класс, да, можно заставить, а на общешкольные тяжело завлечь родителей. Это было мое выступление. Я понял, что меня слушают и мне доверяют.

Эти общешкольные собрания я стал превращать в ресурс. Это то место, где родители могут высказать директору претензии при всех. Это определенный уровень смелости. Поверьте мне, за три с половиной года еще никто не пришел и не похвалил. Директора никто не хвалит, как правило, в этот кабинет приходят только с претензиями, но это не ориентир в работе управленца. Мне интересно послушать, что люди хотят, к чему идут, куда стремятся. Я все это записываю, сверяю свои планы с их желаниями и реальностью. Собираю самых активных, это у нас называется «Совет родителей», и представляю им проект реализации тех идей, инициаторами которых стали они. Мы с ними разрабатываем стратегию – «дорожную карту» и действуем! Это происходит не так часто – 2 раза в год, и за это время как раз есть, что показать, чем похвалиться. Кстати, именно родители предложили сделать спортивную площадку и всецело эту идею поддержал Сергей Валерьевич Аксёнов.

- Вы сказали о понимании того, что необходимо, о "незамыленном" взгляде. Помните, с чего вы начинали?

- С патриотизма. Это первое, что надо дать детям. Это основа. Совместно с заместителем по учебно-воспитательной работе сели и разработали стратегию. Заставить детей любить Родину - невозможно, надо это прививать. Мы начали поисковую деятельность в нашем районе и в частности поселке Куйбышево. Для меня самого это что-то новое. Было интересно. Например, нашли, что на памятнике, установленном в честь погибших воинов (21 фамилия) во время ВОВ нет всех фамилий солдат, которые сражались и погибли, освобождая поселок. А таковых 40 человек. Мы искали контакты, связывались с Севастопольской организацией городов-героев. Дети увлеклись этой работой. И тут выходит указ Сергея Шойгу об организации юнармии, а мы тут оказывается давно все это делаем - объездили все памятники, посвященные обороне и боям за Севастополь, воинские части, были на подводной лодке, на кораблях, самолётах, там, где только суворовцев пускают. За всеми могилами воинов на территории посёлка наши ребята постоянно ухаживают. Ребят приняли в ряды юнармейцев. Наши учащиеся – постоянные члены республиканских форумов и волонтёрских семинаров. На данный момент состав юнармейского отряда превышает 60 человек. Сейчас планируем организовать практические занятия по военной подготовке. Я могу это воплотить и сам, но очень хочется, чтобы это было системно в районе, через военкомат. В 2016 году нашей школе было присвоено почётное имя героя ВОВ лётчика Хрусталёва Николая Титовича, который повторил подвиг Николая Гастелло – «огненный таран». Место гибели Н.Т.Хрусталёва находится недалеко от нашего посёлка. В 2018 году нам была передана капсула с землёй из Чечни, откуда герой был родом. Теперь мы все «хрусталёвцы»!

Также мы хотим, чтобы наш новый спортивный зал стал мини-спортивной школой. Три года назад Президент Российской Федерации дал распоряжение, чтобы школьные спортивные залы и площадки были доступны для сельской молодежи. При выделении средств на различные спортивные снаряжения это было одно из условий - наш спортивный зал должен быть как бесплатная спортивная площадка, школьный спортивный клуб (ШСК). У нас есть специалисты айкидо, армрестлинга, мас-рестлинга, баскетбола, волейбола и минифутбола, шашек. Все они согласны работать на общественных началах. С этого года малыши начинают осваивать на базе наших друзей ООО «Инкомспорт» такой интересный вид спорта, как гольф.

- Как вы их привлекли? Чем вы их заинтересовали?

- Просто поговорил. Ничего сложного в этом нет.

- Вы задействуете родителей в стратегии развития школы? Это ваша наработка? Вы придумали это сами?

- Да, у каждого есть своя система. Никто не работает по-накатанному. Кроме того, это творчество. Пришла задача - надо ее решить. Сейчас созданы все условия для этого, требования к нам повысились. Мы предлагаем услугу. Идет подушевое финансирование школы за каждого ребенка. И родители могут выбирать место обучения для своего ребенка сами. Нам необходимо, чтобы детям нравилось в нашей школе, нравилось отношение, общение, микроклимат. И создать это - работа каждого директора. В конце года директора выступают, подытоживая свою работу. Я слушаю и думаю: "О! А я вот этого не делал!" и записываю сразу в блокнот. Всегда есть над чем работать, чему учиться. А в школах сейчас работают фанаты своего дела.

Сейчас нашей школе уделяют много внимания, но будет и другое время, когда нам нужно будет вернуться просто к обычной ежедневной внутренней работе. Сейчас время внешнего, потом будет время внутреннего развития школы. И мы к этому будем готовы.

- Спасибо за разговор, Сергей Николаевич. Успехов вам в реализации ваших планов на благо школы!

Беседовала Светлана НИКИТИНА.