×

Предупреждение

Форма #9 не существует или не опубликована.

Мы сеем доброе и разумное в маленьких сердцах

В

сегда приятно видеть творческие союзы – семьи, в которых супруги занимаются одним общим делом. Наблюдать их деятельность, работу и видеть плоды их творчества – одно удовольствие. Именно таким ярким союзом в нашем городе являются супруги Кучер Андрей Иванович и Оксана Валерьевна. Андрей Иванович – инструменталист.

Мы сеем доброе и разумное 1

Инструмент, на котором он играет и обучает детей игре – балалайка и гитара. Оксана Валерьевна – аккомпаниатор и преподаватель игры на фортепиано. На их общем счету многие десятилетия, которые они посвятили музыке и педагогической деятельности. Супруги являются музыкантами, педагогами Бахчисарайской музыкальной школы, лауреатами республиканского и международного конкурсов преподавателей. Их творческая жизнь синхронизирована настолько, что даже заслуженные награды они получают одновременно – Андрей Иванович в этом году получил звание заслуженного работника культуры, а его супруге Оксане Валерьевне к 55-летию за заслуги в области культуры Глава Республики Крым Сергей Аксенов вручил именные часы. Их воспитанники регулярно выступают на республиканских конкурсах, становятся лауреатами. Их приглашают на всероссийские конкурсы, но как говорит Андрей Иванович: «Россия страна большая, и расстояния у нас немалые».

Оксана Валерьевна – воспитанница нашей музыкальной школы, изучала музыкальную грамоту под руководством Аллы Геннадьевны Головлевой, которая передала ей любовь к музыке и дала технику, а ее супруг Чен Бао хуа помогал Оксане Валерьевне, когда она училась в училище. Теперь вот уже больше 30 лет она передает эту эстафету дальше. Андрей Иванович в нашей школе работает с 2001 года, но общий стаж музыканта более 40 лет. В эти годы вошли и гастроли по Европе в составе ансамбля песни и пляски ВМС Украины, и работа в составе команды музыкантов Бахчисарайского района, и преподавательская деятельность. Многолетнее сотрудничество с народным коллективом «Русская песня», которым руководит заслуженный работник культуры Морозова Елена Николаевна, который является лауреатом многих фестивалей и конкурсов – Андрей Иванович бессменный музыкант совместно с баянистом. Оксана Валерьевна была концертмейстером на фестивале творческой молодежи Крыма в г. Москва в 2014 и аккомпанировала ученикам нашей школы в храме Христа Спасителя – концертном зале, в музыкальной школе им. Прокофьева. Андрей Иванович выступает в составе оркестра русских народных инструментов им.Г.Шендерёва (г. Симферополь), который знаком ценителям музыки далеко за пределами Крыма. К сожалению, оркестру до сих пор не дают статус, как поделился с нами Андрей Иванович, хотя коллектив состоит из профессиональных музыкантов, является украшением многих мероприятий города и существует уже более 10 лет. Оркестр постоянно выезжает на гастроли – Ростов-на-Дону, Москва, Салехард, Ямал, Дрогобыч, Донецк. Его творчество знают далеко за пределами полуострова. В его составе музыканты не только из Крыма, но из других городов России, но существует он, как ни странно, на энтузиазме музыкантов.

Тема оркестра была всего одной из тем нашего разговора, не самой веселой, но такова жизнь, что в ней есть определенные задачи. Надеемся, что руководитель оркестра все-таки достучится до ответственных лиц и вопрос решится.

Большую часть отпущенного на интервью времени мы говорили, конечно, о детях, о воспитанниках Андрея Ивановича и Оксаны Валерьевны, о творчестве, наградах и нашей музыкальной школе, которая, кстати, считается одной из лучших в республике. Итак, делимся с вами, дорогие наши читатели, главными идеями, прозвучавшими в нашем общении.

– Многие сейчас говорят о том, что дети изменились, педагоги не справляются. Вы, судя по всему, справляетесь очень хорошо, ваши дети завоевывают награды, к вам очередь, как к педагогам. В чем секрет? Что вы изменили в методике преподавания с учетом психики современных детей?

Оксана Валерьевна: «Я стараюсь давать ребенку ту нагрузку, с которой он справляется. Если ребенку не нравится, я ему подберу что-то другое. Потому что это всегда видно на сцене. И мы с учеником разбираем произведение буквально «по косточкам» – гармония, аппликатура пальчиков и т. д. И им легче его выучить. У них идет понимание того, что они делают и тогда они учат произведение быстрее. Этот процесс затягивать не нужно. И конечно, главное условие – если ребенку интересно – он горы свернет. У меня были случаи, когда я думала, что ребенку будет сложно выучить и сыграть то или иное произведение, но ученик настаивает, и я соглашаюсь, и он играет! И очень прилично! О чем это говорит? О том, что они движимы интересом.

Итак. Первое – к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Второе – давать то, что нравится. Третье – не растягивать учебный процесс, как можно быстрее выучивать произведение.

Дети современные многие настойчивые, целеустремленные и быстрые. Они знают, что будут в этой жизни делать. Те, кто что-то делает – и танцуют, и играют, Мы сеем доброе и разумное 2и рисуют, и языки изучают, они многое могут и способны преодолеть вот этот бич нашего времени – уход в виртуальную реальность. А поддержать их интерес – это наша задача».

Андрей Иванович: «К нам приходят совсем маленькие дети. И мы те же родители на шесть лет. Мы становимся добрыми друзьями на это время. Они нам доверяют иногда даже больше, чем родителям. А 6 лет проходят очень быстро, и ты стараешься успеть вложить в ребенка все, что нужно. Конечно, стараемся быть внимательными, чуткими, добрыми, дать им максимум внимания и поддержки. Дети в школе сильно заняты, особенно старшеклассники и, когда к нам приходят, им нужен отдых. А мы их должны согреть. С другой стороны, те 40 минут два раза в неделю, когда они сюда приходят, это ведь очень мало. Они дома должны заниматься, потому что за это время невозможно научить ребенка музыке. Вот и получается, что и давить нельзя и в то же время должна быть работа.

Но справляемся. Сеем доброе и
разумное в их маленькие сердца, и они приходят к нам с горящими глазами. А еще у них появляется соперничество. Это тоже стимул. Они друг перед другом хвастаются тем, что умеют. Да и родители, естественно, счастливы, если ребенок приходит и играет какую-то пьесу. Для них это просто до слез. У нас занимаются двойняшки, два мальчика. Один играет на балалайке, второй на кларнете. Они поехали к бабушке, сыграли ей что-то, довели бабушку до слез. Все счастливы, у детей есть стимул. А эта семья еще и многодетная, родители всех планируют отдавать учиться, и у них уже получится оркестр!»

Оксана Валерьевна: «Чем больше ты в ребенка вкладываешь, тем больше отдача. Важны не столько данные… Можно иметь прекрасные данные, ничего не делать, в результате выпуститься, не испытывая особого желания заниматься этим дальше. Можно иметь средние данные, но усидчивость, работоспособность, желание расти и выпуститься очень достойно. Такие случаи были. Все зависит от желания и работоспособности. Можно научить всех, был бы интерес».

Андрей Иванович: «Но желание должно быть поддержано контролем родителей. То есть, это не значит – мы привели ребенка и дальше нам не интересно, что он хочет, что не хочет, что может, чего не может, это ваши трудности. Так не бывает. Результат идет от времени, усилий ребенка и заинтересованности и включенности родителей. Сейчас мы столкнулись еще с одной задачей. Андроиды, гаджеты. Дети превращаются в игровые автоматы, не контролируя время. Кто-то из родителей пресекает это, кто-то пускает на самотек, занятые работой. А ребенок быстрее осваивает технологии и попадает туда, где ему не стоит вообще быть. И оттуда его очень тяжело отвлечь. Мы не являемся таким методом отвлечения от телефона. Хотя некоторые родители пытаются использовать музыкальное образование в том числе для этого. Привел ко мне родитель ребенка и говорит: «Вот я хочу, чтобы он не играл на телефоне!» Ну, дорогие мои, это ваши трудности. Я не могу быть решением вашей проблемы. Если он захочет играть, он будет играть со мной, но от телефона я его не смогу отучить. Такое у нас время. Но мы делаем то что любим.Жаль только, что нам не хватает времени порой, чтобы дать еще больше».

Оксана Валерьевна:  «Функция педагога не в том, чтобы научить, а в том, чтобы пробудить интерес, влюбить в свой предмет. А пробудил – информации сейчас очень много, ребенок может развиваться дальше, его надо поддерживать в этом».

– Андрей Иванович, слышала вас в роли исполнителя… Вы очень вдохновляете своей игрой, «зажигаете», как сейчас говорят. Балалайка – инструмент народный, вроде не очень популярный. Но в ваших руках словно оживает и дает столько положительных эмоций. Как это у вас получается?

Андрей Иванович: «Я стараюсь передать всю свою положительную энергию на концертах. Я получаю удовольствие, и люди благодарят. Я как исполнитель стараюсь дать максимум слушателям. Когда люди это получают, они уходят наполненные и счастливые и передают это дальше.

Также мы делаем переложения различные. Например, мне понравилась «Хайтарма». Я сделал переложение для балалайки. И вот однажды еду с репетиции, меня подвозят на машине в Бахчисарай, и человек говорит – у меня у родственника завтра свадьба. А я ему говорю: «Хочешь «Хайтарму» сыграю?», «На балалайке?», «На балалайке!». Достаю балалайку и: та-та-тарата-тайта! Он в восторге! Говорит: «Все, завтра – ты у меня играешь на свадьбе!». В другой раз у бабушки знакомой был в Верхоречье юбилей – я сыграл несколько мелодий, и опять все счастливы. Я думаю, что секрет в том, что когда ты любишь свой инструмент, то и всех это вдохновляет, ты словно передаешь им эту любовь!

И детей это также увлекает. Внучка композитора Сергея Петровича Ананьева услышала, как я играю, и сказала: «Мама, я хочу играть на этом инструменте!». Вот 6 лет занималась у меня на балалайке».

– Оксана Валерьевна, а вы что скажете? Ведь вы также не только педагог, но и музыкант?

Оксана Валерьевна:«В нашей профессии важно не останавливаться. Если ты сказал себе: я такой крутой – все, значит профессионально остановился в развитии. Мы постоянно учимся. Новые методики, новые сборники. И как педагоги, и как музыканты. Останавливаться нельзя. Если бы мы так работали, как нас научили в училище, результата бы не было».

Андрей Иванович: «Застоя в творчестве быть не может, мы стараемся постоянно заниматься, быть в форме. У музыканта нет времени на отдых. Он должен постоянно доказывать свое владение инструментом, потому что ученикам интересно, как ты сам играешь, а не то, что ты показываешь, как это делать».

– Сейчас каждый из нас может скачать любую понравившуюся мелодию, любого самого известного композитора, в исполнении любого самого искусного музыканта. Но, тем не менее, люди ходят на концерты, ценится именно «живая» музыка. Что в ней?

– Натуральный звук – он настоящий. Его ничем не заменить. Ни электронными инструментами, ни записью. И многие из нас это чувствуют. Я участвовал в постановке музыкально-литературной композиции «Метель» по одноименному произведению Пушкина, в которой звучала музыка Свиридова. После каждого отрывка был музыкальный фрагмент. Вроде это школьная программа. Я думаю, все давно это читали. Но оказалось, что, во‑первых, не все, а, во‑вторых, это такая прекрасная возможность прожить все это вместе с героями – события войны 1812 года, сомнения, переживания и встречу главных героев… И живая музыка помогает нам это сделать.

– Этот год для вашей семьи знаковый, вы оба получили награды за свой многолетний труд. Какие чувства вы испытываете по этому поводу?

Андрей Иванович: «Награда пришла вовремя, но было бы здорово, чтобы подобное признание приходило к людям искусства раньше. Есть много молодых талантливых ребят, которые играют, и им необходима поддержка. Но у нас награды приходят тогда, когда выходишь на пенсию. Эти награды нужно давать тогда, когда человек горит, творит.

Я поэтому никогда не настаиваю, чтобы молодые люди поступали дальше в консерваторию. Музыкант – это профессия кропотливая. И успех в ней приходит не быстро. Когда уже посвятил этому годы, есть категории, заслуги, тогда есть и материальная база, которая позволяет поддерживать достойное существование. А на что могут рассчитывать сегодня ребята, которые заканчивают музыкальные училища? Они получают минимальную ставку и все».

Оксана Валерьевна: «Основная мотивация в нашей работе – не награда, а дети. Мы делаем это все ради детей. Мне говорят – зачем тебе эти конкурсы, получила аттестацию и ладно. Но ведь дети хотят участвовать! И поэтому мы ездим и везде участвуем – Евпатория, Симферополь, Керчь, Феодосия. Дети занимают призовые места, и это делает их также более уверенными в себе, где-то даже счастливыми. И это лучшая награда для нас».

– Музыкальная школа – это ваша база, которая как площадка, которая позволяет стартовать вашим воспитанникам. Как вы оцениваете вашу стартовую площадку?

Оксана Валерьевна: «Наша школа входит в десятку лучших школ республики, является лауреатом Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ» России. Благодаря директору Галине Владимировне Дегтярёвой (выпускнице школы) многое меняется, приобретаются музыкальные инструменты: духовые, балалайки, гитара, виолончель, скрипки, ксилофон, саксофон, кларнеты, баяны и аккордеоны. Это настоящие профессиональные инструменты и детям очень интересно заниматься на них. Не каждая школа может похвастаться таким набором инструментов. Но самое главное – это концертный рояль, он же очень дорого стоит, около миллиона. И теперь он у нас есть. Дети испытывают огромное удовольствие, играя на этом рояле.

Сейчас постепенно ремонтируется здание, в концертном зале будут меняться кресла. За эти шесть лет столько всего пришло, чего не было за предыдущие двадцать лет.

И, пользуясь случаем, хотим выразить огромное спасибо нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину, Главе Республике Крым Сергею Валерьевичу Аксёнову, Министерству культуры Республики Крым, руководству Бахчисарайского района, отделу культуры и директору школы.

С 2015 года большое внимание уделяется детским школам искусств, выделяется огромное финансирование на укрепление материально-технической базы, в частности обновления музыкальных инструментов. Наша школа за эти годы приобрела очень много музыкальных инструментов, что позволяет нашим талантливым детям принимать участие и побеждать в очень престижных конкурсах различного уровня, тем самым прославлять нашу школу и Бахчисарайский район.

– Спасибо вам огромное за общение, вам успехов, хороших, увлеченных музыкой учеников и реализации ваших планов! Еще раз наши поздравления с наградами!

Беседовала Светлана НИКИТИНА.