Трио в пьесе о реализации юного таланта

Когда мы смотрим концерты, шоу, выступления с участием талантливых детей, мы всегда видим результат труда, как правило, не только учителя, ребенка, но и родителей, близких. Успех юного гения, это, как правило, заслуга не одного человека, а целой команды. И то, что нам иногда может показаться, что все это вот так вот чудесным образом "само выросло" - опасная иллюзия, попав в которую мы можем не разглядеть возможности и таланты своего ребенка или подопечного. 

Трио в пьесе о реализации юного таланта

Диму Савина знают многие. Юный одиннадцатилетний аккордеонист, участвующий во многих мероприятиях города и района, впечатляющий горожан своей игрой на инструменте. Желая узнать побольше о юном таланте, я встретилась с ним в Бахчисарайской детской музыкальной школе, в кабинете Татьяны Леонидовны Савиной, его бабушки. Но общалась я не только с ними, но и с его учителем Ибазером Ибраимовичем Камиловым, который присоединился к нашей беседе чуть позже.

Общение с ними напоминало музыкальное трио, где каждый инструмент вступал в нужный момент и исполнял свою сольную партию. Это была история, которая иногда принимала неожиданные обороты, но что говорить, она была живая, настоящая история воспитания юного дарования.

Дима появился на свет в творческой, музыкальной семье. Бабушка, Татьяна Леонидовна, с 1980 года преподает в детской музыкальной школе, ее супруг Анатолий Иванович, дедушка юного таланта, до 2000 года также учил детей музыкальной грамоте, а сейчас аккомпанирует в вокальном ансамбле "Русская песня" при районном Доме культуры. Их сын, отец Димы, занимался музыкой в школе по классу трубы, но, по словам Татьяны Леонидовны, это было в лихие 90-е годы, в стране не было стабильности, а в школе постоянных преподавателей. Учителя менялись, и музыкой он серьезно не увлекся. Диме же повезло больше, он, старший из братьев, стал объектом пристального внимания со стороны музыкальных бабушки и дедушки. И на их радость обнаружил в себе интерес к музыке практически сразу. "Когда Диме было три года, знакомый баянист Володя Рублев подарил нам диск с французским шансоном, - рассказывает Татьяна Леонидовна, - где на видео баянисты и аккордеонисты играли на разноцветных красочных инструментах на природе. Дима был маленький, но он слушал этот диск по два часа, от начала до конца по несколько раз. Все время просил: «Бабушка, еще раз!» Он всех исполнителей знал наизусть".

Учиться музыке Дима начал с шести лет. Но так как аккордеон требует физических сил и роста, начал с маленького оркестрового баяна – пиккало. Потом, благодаря его учителю Ибазеру Ибраимовичу, продолжил обучение на маленьком аккордеоне, так называемой "половинке", потом был аккордеон "три четверти". И на сегодняшний день Дима играет уже на полноценном взрослом инструменте и даже пытается освоить так называемую готово-выборную систему. Это прогрессивная школа, при которой используется переключатель, позволяющий извлекать из инструмента более профессиональный звук. Без этого, как говорит Татьяна Леонидовна, ни один серьезный конкурс сейчас не проходит.

Дима – участник региональных, республиканских и уже международных конкурсов. Последний из них – фестиваль-конкурс "Звезда Крыма", который проходил в Севастополе (дипломант 1 степени), и V Международный конкурс им. Георгия Шендерева в Судаке (лауреат 1 степени). Также Дмитрий ежегодно участвует в республиканском конкурсе "Юный виртуоз" и последние годы получает дипломы первой степени. Это не считая участия в городских и школьных концертах, различных мероприятиях. А первый свой концерт из десяти песенок он дал после года обу-чения в музыкальной школе в своем родном детском саду на День защиты детей 1 июня.

Конечно, воспитанию юного дарования способствовала и атмосфера дома. В гости приходили друзья-музыканты, на пикниках дедушка с внуком развлекали гостей дуэтом. Родители с детства поддерживали Диму в увлечении музыкой. Об этом всем рассказала Татьяна Леонидовна.

Дима также высказал свой взгляд на жизнь юного музыканта. "Музыка для меня как хобби, - начал он достаточно неплохо, - мне нравится, но иногда не хочется заниматься, но учитель и бабушка настаивают, чтобы я занимался, не бросал. В первом-втором классе мне очень хотелось стать музыкантом, потом надоело, но я смирился и понял, что мне придется отучиться..."

Последнее звучало как "отмучиться". Татьяна Леонидовна отреагировала мгновенно: "А ты вспомни про пионерский лагерь!" И уже ко мне: "В прошлом году был в пионерском лагере, через несколько дней попросил привезти аккордеон". Дима действительно вспомнил: "Как только я приехал в лагерь, все вроде было хорошо, но меня не замечали как будто. И я попросил привезти аккордеон. Я сыграл, и тогда меня стали уважать. Я выступал от отряда и зарабатывал "дельфинчики", валюту лагеря. Еще их поразило, что я могу играть с закрытыми глазами". Дима также с увлечением рассказал, что его игра вдохновила мальчишек его отряда на игру в "войнушки". Под аккомпанемент юного аккордеониста, его друзья обкидывали друг друга яблоками. Наверняка, это было похоже на сценки из немого кино.

"А можешь представить свою жизнь без музыки?" – спросила я. "Конечно, нет! Как я в компьютерные игры играть буду?!" – искренне ответил мальчик.

И тут к разговору подключился учитель Димы, требовательный, строгий Ибазер Ибраимович. Очень живо он перебросился несколькими фразами с Димой на тему подросткового возраста и обратился ко мне: "Дима – обычный парнишка, активный ребенок. Но ребенок талантливый. Есть в кого, бабушка и дедушка – профессиональные музыканты. В этом возрасте он еще не понимает, чего хочет. Но если вдруг бабушка сейчас разрешит ему не заниматься, он самое большее неделю без музыки протянет. Строгость нужна – тогда толк будет, а пока "хочу-не хочу". Поколение какое сейчас? Надо сразу много и все! А вот тебе нравится, когда ты на сцене выступаешь, а потом тебе аплодируют?", - обратился Ибазер Ибраимович к ученику. Дима кивнул и учитель продолжил: "Но за этими аплодисментами стоит труд! А музыкальный жанр самый сложный. Вот посмотрите на шоу со звездами – танцуют, поют, на коньках катаются, но никто из них не вышел, не сыграл на аккордеоне. Потому что это сложно! Этих всех успехов не было бы, если бы не усилия бабушки и дедушки, которые занимаются с ребенком. Я как педагог скажу, что если есть одно крыло, то должно быть и второе – родители, близкие. Два крыла таланта – педагог и родители. Вот тогда будет толк".

Толк был продемонстрирован незамедлительно. Дима сыграл несколько своих любимых произведений. Бегло летали по клавишам его пальцы, извлекали звуки "мехи" аккордеона, музыка звала, манила, рисовала в уме картинки чужой незнакомой жизни, а также образы незнакомых мальчишек в летнем лагере, которые играют в "войнушки" яблоками. И удивительно, что все это воспроизводилось 11-летним мальчиком, который точно так же, как и другие мальчики его возраста, хочет играть в компьютерные игры, гулять и не учить уроки... Но при этом обладает даром, который, похоже, не может еще осознать.

Вот такая получилась интересная беседа, дополненная небольшим концертом. И в ней открылся некий секрет возникновения вот таких новых звездочек: атмосфера семьи, способности ребенка, настойчивость родителей или близких в продолжении занятий, несмотря на все переходные периоды ребенка, и строгость в преданности своему делу педагога.

И, видимо, все эти условия важные.

Светлана НИКИТИНА.