В мастерской Екатерины Куртенко-Муравьевой

По долгу службы часто посещаю различные мероприятия в районном Доме культуры, различные фестивали. Не раз замечала на них выставленные в качестве украшения большие красивые куклы.

И вот где-то месяц назад мне посчастливилось познакомиться с участницей многих фестивалей, международных конкурсов – мастерицей Екатериной Куртенко-Муравьевой, которая собственно их и изготавливает. У каждой куклы своя история создания, свой уникальный наряд. Мне удалось побывать в мастерской Екатерины Куртенко-Муравьевой, где материал приобретает форму, а бисер умело ложится на вышивку.
- Екатерина, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Откуда вы родом?
- Родом я с Волги из древнего города Углич. До сих пор перед глазами вид с плотины: смотришь на город, и взору открывается зелень, разноцветные купола церквей. Очень я его люблю, каждый год туда езжу, там у меня мама живет.
- Сколько лет вы живете в Крыму?
- В Крыму я уже живу 30 лет.
- Когда увлеклись куклами?
- Куклами занялась уже на пенсии. До этого момента овладела порядка десяти видами рукоделия. Объединила все свое мастерство в куклах. Это мне подсказал мой супруг. Запали куклы мне в душу так, что теперь остановиться не могу. Я всю жизнь цветами занималась и никогда не думала, что что-то ещё будет в моей жизни, кроме моих растений, потому что моей коллекции уже 42 года, и у меня сейчас около тысячи экземпляров разных растений.
- С какой куклы все началось?
- С арлекина. Я думала, что буду делать одних арлекинов. Сделала несколько штук и поняла, что хочу чего-то ещё. Ну, а потом покатилось, теперь уже, как и другие мастера говорят, куклы снятся. Просто вот во сне видишь куклу, знаешь, что сделала её, но её даже в проекте нет. Вот у меня сейчас так пошла серия «Балет». Мне приснилось, что я куда-то еду, собираюсь, и мне говорят: «Только всех-всех своих балерин возьми с собой». Я оглянулась, а на столе стоят балерины. Теперь я делаю серию балерин.
- Ваши куклы в единственном экземпляре?
- Да, каждая кукла у меня сделана в единственном экземпляре, я не повторяюсь. Хотя был случай, когда меня просили повторить куклу, куклы-шкатулки, поехала одна женщина в Среднюю Азию к правнучкам - близнецам на день рождения, им по шестнадцать лет исполнилось, и она повезла им по кукле. Я очень старалась, но они все равно получились разные, то есть одежда одинаковая, а лица все равно разные. Но женщина осталась довольна.
- Сколько времени уходит на изготовление одной куклы?
- На одну куклу у меня уходит от 3 до 10 месяцев, поэтому у меня в работе бывает по нескольку кукол.
- Каким материалом пользуетесь при изготовлении кукол?
- В основном, немецким. Испанский материал он, конечно, дешевле, я бы его с удовольствием использовала, я даже пробовала из него лепить, но там есть соль, которая разъедает кожу. Разъедает так, что слепив одну куклу, потом ждёшь, когда заживут руки. А немецкий материал очень дорогой, зато он облегченный, на основе целлюлозы сделан, там минеральные глины. У каждой куклы есть подставка, которую я тоже делаю из натурального дерева.
- Мне очень понравилась ваша Боярыня. Можете рассказать о ней подробнее.
- Это боярская пара, у неё есть ещё Боярин, он моего роста, 1,5 метра, с мечом, в шубе. Я что хочу сказать об одежде, одежда у них не то, что показывают в фильмах, а сделана, как положено, как носили в те времена. То есть я искала по музейным отделам древней Руси остатки боярской одежды, и вот по ним уже собирала все. Верхняя одежда у Боярыни оторочена норкой – это называется летник. Он у женщин мехом обрабатывался только сверху, вот как у меня сделано, у боярина шуба должна была внутри быть меховая, и носили её даже летом, показывая своё благосостояние.
- Платье у Боярыни вышито вручную?
- Да, всё вышито вручную. Эту куклу я делала где-то 4,5 месяца. Как раз эта вышивка заняла очень-очень много времени. То есть всё это вышивалось вручную, здесь чуть больше полутора килограммов искусственного жемчуга, бисера.
- А украшения, я так понимаю, вы тоже по эскизам делали.
- Конечно! Дело в том, что на Руси никогда не было рабства. Это сыграло свою роль даже в одежде. Почему? У женщин всегда были височные серьги, прикрепленные на головной убор, женщины никогда на Руси не прокалывали уши, потому что вообще тело прокалывали рабам. Височные серьги могли быть в несколько рядов, очень длинные. У князей обязательно должна была быть металлическая вставка с княжеским знаком, то есть принадлежность к княжескому роду. На поясе у князя обязательно должна быть брошь, которая закалывала верхний плащ. У женщин на каждом пальце было по кольцу. Это было демонстрацией благосостояния своей семьи.
- Скажите, пожалуйста, у вас есть ученики?
- Учеников у меня нет, кроме моей внучки. Дочь моя тоже занимается рукоделием, а учится у меня только внучка. Почему? Приходили ко мне учиться, и дети, и женщины. Они почему-то думают, что все это очень быстро делается, то есть хотят заработать денег, но кропотливо трудиться – не готовы.
- Вы сказали, что делите кукол на серии. Сколько их у вас?
- Наверное, где-то восемь. Среди них: детская, русская, балетная серии, шкатулки, бегемотики, сплюшки и арлекины.
- Какую серию вы хотели бы еще сделать?
- Я очень хочу сделать серию «Национальные костюмы народов Крыма». Пока не получается. Хотя, частично получилось, дело в том, что Варюшке, внучке моей, в школу нужна была работа, называлась она «Возвращение к истокам». Мы сделали работу в виде карты Крыма, на которой стоят куколки в национальных костюмах. Все-таки, начало есть! Но маленьких кукол мне делать неинтересно. А большие куклы мне интересны, к тому же в Крыму их никто не делает.
- Екатерина, благодарю за интересную беседу. Желаю вам воплощения в реальность вашей идеи создать серию «Национальные костюмы народов Крыма».

Беседовала Гульнара ИЛЬЯСОВА.

i90 i91