А вы готовы к отопительному сезону?

Часто вопрос о готовности к сезону отопления обращен к компаниям, обеспечивающим тепло в квартирах. Собственно говоря, так и начинался наш разговор с заместителем директора ООО «Энергосбережение» Сергеем Докукиным и замдиректора по юридическим вопросам Марком Юрковым. Но разговор принял несколько непредсказуемый оборот. И, получив ответ от компании, его хочется задать теперь и жителям, получающим тепло от ООО «Энергосбережение».

 

А вы готовы к отопительному сезонуНо обо всем по порядку. Компания работает с 2017г. в Бахчисарае на участке, который ранее обслуживало МУП «Гортеплосеть», прекратившее деятельность по банкротству, и в поселке Научный. Компания зашла по просьбе администрации города, взяв на себя ответственность установить котельное оборудование и наладить качественное обслуживание жителей города и поселка. Начало работ выпало на октябрь в канун начала отопительного сезона, и сразу же компания столкнулась с массой сложностей как технического характера, так и формирования разрешительной документации. За это время были установлены новые котлы, восстановлены сети, теплотрассы, проведена серьезная работа с базами абонентов, это не считая долгих часов общения с претензиями жильцов отчасти по работе предыдущей компании. Сейчас компания обслуживает 9 многоквартирных жилых домов в городе и 6 домов в поселке Научный. Сразу скажем, что к отопительному сезону 2019–2020 компания в основной части подготовлена, основные работы по подготовке произведены, требуются тестовые запуски оборудования, проверка и настройка газовых систем, которые осуществляются после сезонного включения подачи газа, и с первыми холодами в конечных числах октября жители почувствуют в своих квартирах тепло. О трех годах работы, о задачах и трудностях, а главное о том, чем жители обслуживаемых компанией квартир могут помочь работе компании, а значит и созданию комфорта в своих домах, в интервью с Сергеем Докукиным.

– С чего вы начинали, когда пришли три года назад?

– Когда мы сюда заходили в октябре 2017 года, в поселке Научный ситуация была буквально патовая, последняя врезкаэксплуатирующая компания местной котельной отказалась от дальнейшей эксплуатации ввиду невозможности дальнейшего использования устаревшего котельного оборудования, большая часть теплотрассы в разрывах, потери теплоносителя последнего периода эксплуатации превышали 18 м/куб воды в сутки. Оптимальным решением было применить малогабаритные котлы наружного размещения, потребовалось оперативно и зачастую в экстремальных условиях проводить работы по монтажу нового оборудования, замены участков теплотрассы с изменением ее схемы подачи, укоротив магистральную теплотрассу, поставив котельную установку ближе к зданиям. На сегодняшний день данная котельная установка обеспечивает потребности тепловой генерации
6 многоквартирных домов вместо целого котельного комплекса из 5 котлов (там стоит один современный новый котел, который по сравнению с прошлым оборудованием более эффективный, с высоким процентом КПД: 92–93%).

Все осложнялось ситуацией с газовиками согласование, разрешения, экспертиза, исполнение проекта. А это уже октябрь, людям необходимо тепло в домах. Сейчас вспоминаю, не могу понять, как все это удалось, но сделали в минимальные сроки. Работали круглые сутки, ночами. Без напористого участия городской администрации пройти имеющиеся в процессе барьеры было бы невозможно. Некоторые вопросы требовали решений через Совет министров Республики Крыма, и в итоге с первым снегом на 7 ноября люди получили тепло.

Сейчас в Научном устранены все утечки на трассе и в домовых сетях, доработано теплоподающее оборудование, с установкой насоса повышенной мощности появилось тепло там, где его не было из за ветхости инженерных сетей. На текущий момент котельная технически готова к новому отопительному сезону в обеспечении потребности отопления всех шести многоквартирных домов поселка, при условии, что ГУП «Крымгазсети» предоставят газ.

В Бахчисарае в первый год также было непросто, велись работы по ночам и вечерам, параллельно с работами в поселке, но отопление дали в ночь с 27–28 октября 2017 года. Были позже и сложные аварийные ситуации по Бахчисараю, в организацию пошел поток разного рода претензий от абонентов: по начислениям, по льготам, по недостаткам тепла, обвинения как к временным проходимцам, в восемь утра нас ожидала очередь из негодующих граждан у конторы. Приходилось объясняться, тактично разъяснять, проводить беседы, где-то спорить, но неуклонно действовать по выполнению возложенных на себя обязательств. Решать технические вопросы и вопросы установки переданной нам от МУП «Гортеплосеть» базой данных, шло время, и шаг за шагом выстраивали работу и находили общий язык с большинством наших абонентов. В 2018 году для обеспечения безопасности эксплуатации котельных установок внутри жилых кварталов приобрели и установили новый котел Rendamax Ariston с трубчатым контуром нагрева и низким рабочим давлением, заменили некоторые аварийные участки теплотрассы, устранили основные утечки.

Техническую сторону вопросов, прилагая немалые усилия, решаем. Единственное, что подводит – это оплата наших услуг населением. Мы понимаем, что большое число наших клиентов это люди пенсионного возраста, это понятно, когда они задерживают оплату, но некоторые представители не просто задерживают, а сознательно уклоняются от требуемых оплат за предоставленные услуги теплоснабжения. На сегодняшний день сумма долга населения перед фирмой составляет более 4 миллионов рублей! В свою очередь, недополучая оплату за свои услуги, мы не в силах покрыть кредиторские задолженности ресурсоснабжающих организаций, в частности, перед газовой компанией а это гораздо меньше, но очень значительная сумма порядка полутора миллионов рублей. При всем том, что все поступления денежных средств направляются на погашение этой задолженности.

Люди почему-то считают, что нам кто-то выделял денежные транши на все это. Однако нет, все это время вкладываем в предприятие собственные средства. Конечно, мы понимали и оценивали, что идем в систему, которая разрушена, но рамки наших потенциальных возможностей ограничены, и мы не можем оплачивать из своих личных средств по задолженностям граждан. Не можем также взять и просто в знак протеста отключить отопление, от этого пострадают добропорядочные люди, которые платят вовремя. Мы несем ответственность перед ними, готовы улучшать качество теплоснабжения, но для этого необходима встречная сознательная ответственность абонентов, которая также прописана законодательно в Жилищном кодексе РФ и предусмотрена ответственность за невыполнение требований по оплате полученных услуг в многоквартирном доме. Очень не хочется идти на крайности судебных взысканий, лучше бы видеть проявление ответственности со стороны жителей. Со своей стороны делаем все возможное, чтобы качество услуг было на должном уровне.

– Кто не платит в основном? Пенсионеры, социально необеспеченные граждане?

– Знаете, что обидно есть люди, которые просто саботируют и своим саботажем мотивируют других людей не платить. Мы старательно доносим до людей, объясняем свои необходимые финансовые требования, многие уже знают меня, и в целом нашу компанию, постепенно налаживаются взаимоотношения. Люди старой советской закалки, у которых прямо душа болит, когда не успевают оплатить или не могут оплатить все, обращаются с просьбой оплатить в следующем месяце или за определенный период закрыть оплату. Мы конечно благодарны таким гражданам, помечаем в базе, чтоб не тревожить извещениями с акцентированным требованием.

Многие пенсионеры ответственные люди, мы уже даже часто слышим от них добродушные слова поддержки. Есть исключительные лица, создающие смуту, старающиеся усложнить нашу жизнь, отписывая в разные инстанции письма, приходится отвлекаться, терять много времени и сил на эти провокации, а еще налагаются и штрафы. Это не приносит никому пользы, только тормозит работу и обременяет деятельность.

– То есть третий год предприятие недополучает средства, и при этом вы достаточно успешно преодолеваете трудности. Что же будет, когда абоненты вам будут в полной мере оплачивать вашу работу?

– Это бы очень помогло нам работать и развиваться. У нас, например, стоят еще газовые счетчики, которые рассчитаны на те мощные котельные, которые были раньше. И у них минимальные показатели, которые превышают реальное потребление наших установок и выдают к расчету превышенный расход, что, как следствие, вынуждает нас платить за газ, который мы не расходовали. Если бы население оплатило долги, мы с легкостью произвели бы техническое перевооружение по замене приборов учета газа требуемых параметров, отвечающих требованиям и нормативам Газпрома.

Также необходимо установить резервное оборудование на случай, если вдруг что-то выйдет из строя. Конечно, у нас есть запчасти, но лучше, чтобы была готовая установка, чтобы не прекращать отопление квартир, в случае технических неполадок.

В данный момент привлекаем инвестиционную компанию, которая, возможно, с нами сольется, усилит наши возможности, тем самым мы решим многие вопросы технического обновления, доведения до нормативов общероссийских показателей, особо это касается систем газообеспечения, находящихся под особым контролем.

Также наша задача – действовать в соответствии с российским законодательством в обеспечении отопления всех квартир, в том числе утративших сеть центрального теплоснабжения из повреждений инженерных и не имеющих автономное отопление, чтобы не было так, что какие-то квартиры стоят отключенные и отапливаются за счет нагрева стен соседних квартир. Многоквартирный жилой дом должен обеспечиваться полноценным теплоснабжением. Здание, которое не имеет нормального отопления, начинает разрушаться, появляется плесень. Ситуацию надо менять общими усилиями с участием управляющей компании, теплоснабжающей, городского совета и, конечно, самих жителей, само по себе ничего не произойдет. Например, кто-то приходит и говорит: «У меня автономное отопление, почему вы мне присылаете квитанцию?» Человек при Украине получил разрешение на установку автономного отопления, не установил, отрезал трубы теплоснабжения и отапливается электроприборами, а по документам вышли сроки установки автономного отопления. Но мы греем соседние квартиры, и за счет отопления соседних квартир он получает часть отопления.

В жилом фонде Бахчисарая 50% отключённых от тепла квартир. И вот если кто-то захотел подключиться, то это должна сделать управляющая компания, а у них нет средств, чтобы проделать эти работы, хотя они должны содержать в надлежащем порядке инженерные сети. Все было настолько запущено, что некоторые трубы просто сгнили в домах. И локальные работы превращаются в капитальный ремонт. Вот такая ситуация.

В Бахчисарае, например, есть дом, который состоит из пяти секций и три секции здания полностью отрезаны от сети теплоснабжения. Люди и хотели бы подключиться, но для этого необходимо вложиться в ремонт магистрали и домовой сети.

Есть проблемы с домовой сетью, проходящей по подвалам, которые должны быть заизолированы управляющей компанией, но они по разным причинам с 2017 года не могут осилить проведение этих работ, а это огромные теплопотери тепло, которое не доходит до потребителя и является прямым убытком для теплоснабжающей компании. Когда люди к нам приходят и говорят: «За что я должен платить, у меня в квартире еле тепло» мы просим людей спуститься в подвал, как правило, там стоит жара. Это то тепло, которое мы теряем.

В общем есть тенденция оздоровления ситуации, есть желание двигаться вперед, одна загвоздка в том, чтобы население оплачивало полученные услуги теплоснабжения. Ну а привлечение инвестиционных средств необходимо еще для того, чтобы компания развивалась. В ближайший год мы рассматриваем перспективу установки оборудования в некоторых городах Крыма, чтобы создать сеть. Возможно развитие нашей сети и в Бахчисарайском районе. У нас уже есть налаженный контакт с городской администрацией с 2017 года, они нам всячески помогают, надеемся на плодотворное сотрудничество и с администрациями других городов и районов.

– Тарифы будут подниматься в этом году?

– Нет, более того, в этом году постановлением Главы Республики Крым установлен единый тариф для населения в размере 2300 рублей за 1 Гкал. Разница компенсируется теплоснабжающим компаниям за счет Республиканского бюджета. Это решение будет действовать только с нового отопительного сезона 2019–2020гг. и на предыдущие задолженности силы не имеет.

– Ваша компания из Томска… Как вы оказались в Крыму?

– Нас пригласили. Как говорится, по внутреннему убеждению и на волне патриотизма, желания улучшить ситуацию, помочь жителям Крыма мы взялись за дело. Пришлось держать слово и несколько месяцев без сна и покоя выполняли поставленную задачу.

Я лично впервые оказался в Крыму в 2010 году и был поражен, насколько красив и разнообразен этот край, уникальный ландшафт и природа, к этой картине только не клеилась некоторая заброшенность и малоухоженность городов и поселений, где-то практически руины, и вот так сложилось после событий 2014 года, что захотелось принять участие в общем процессе преобразования республики, нисколько не жалею, результаты есть, и они изменят к лучшему нашу жизнь.

Беседовала Светлана НИКИТИНА.